Уральский следопыт Уральский следопыт

Хозяйка Медной горы кто она; Наш Урал

В Екатеринбурге пару лет назад образовался новый тренд — обновление интереса к «Сказам» П. Бажова. Тренд легко объяснимый и понятный. В результате в общественном пространстве время от времени возникают дискуссии, связанные с творчеством П. Бажова. Одна из этих дискуссий нам показалась интересной и мы, с позволения автора, предоставляем ее Вашему вниманию. Итак, кто же она такая — Хозяйка Медной горы?

«КАМЕННАЯ ДЕВКА» ИЛИ ХОДЯЧИЙ ТРУПАК?!

Вот вопрос, который мучает меня последнюю неделю.
Держит меня эта тема, не отпускает.
Продолжая своё изучение бажовского наследия и его влияния на Уральскую матрицу, я снова задумалась о характере Хозяйки Медной горы.
Считается, что практически все на Урале читали эти сказы. Да и не только на Урале. Книги в советское время выходили миллионными тиражами.
Наверняка и вы читали. Или хоть фильм смотрели.
Ну и какие у вас впечатления от Хозяйки?
Что она из себя представляет?
Добрая она волшебница или злая? Больше помощи от нее или вреда?
Почему никакой радости от общения с ней не было?
И, ладно бы, она наказывала только приказчиков и соглядатаев. Но, как пишет о ней П.Бажов: «Вот она, значит, какая, Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму радости мало.»
Вот и задумалась я: почему радости мало?
Вроде ведь помогает?
Или только так кажется?
В своем докладе в ГЦСИ я говорила о ней как об ипостаси Великой Матери и о сходстве ее образа с образом богини Хатхор- Владычицы бирюзы из Древнеегипетской мифологии.
Но она так же представляет из себя и духа местности. Гений места — так называли их древние римляне. В их власти была какая -то территория и атмосфера, которая там складывалась.
ВИКИ пишет: ДУХ-ХОЗЯИН (и аналогичные ему: господин, владыка; или дух локуса, дух места, дух-покровитель места, гений места) — общеупотребительный термин первобытных религий, а также и современного фольклора, перешедший в качестве синонима божества во все высшие религии.
Дух- хозяин сперва выступал в облике тотемного животного. После мог быть и в зверином облике и в человечьем. Не брезговал, и в змеином теле на камушках погреться. Так даже и лучше было. Оттуда уже и на кадуцей попал и символом Асклепия обернулся.
В нашем случае это Хозяйка. Женское божество или женская сущность. Ее власть на подчиненной территории почти безгранична. Только вот к людям отношение странное.
Согласно мифологии Дух — хозяин также связан с культом предков. Считается, что именно духи умерших предков помогают ныне живущим.
Так мы выходим на идею, что Дух местности — может быть духом умершего человека. Причем умершего, скорее всего, насильственной смертью. Иначе, для чего бы он в этом месте задержался.
Помните: ведь приведения в старинных зАмках и домах — чаще духи людей, умерших не по своей воле.


Так не предположить ли, что Хозяйка Медной горы тоже является духом умерщвленной в этих местах женщины. Причем, смерть ее, скорее всего, была жестокой. В этих диких урочищах и болотах сгинуть от злых людей не представляло труда. Особенно молодой красивой женщине.
Так и превратилась она в Хозяйку территории, на которой кровь пролила — будущего Гумёшевского рудника и окрестностей.
Отсюда такая нелюбовь к мужчинам, и желание их жестоко наказать. Одного приказчика в камень превратила, так что одни подошвы остались, другого на раскаленную болванку посадили, кто-то ума лишился.
Жестокую смерть принимали.
Только и мастеровым не сладко приходилось. Кто ее наказы выполнял — получал желаемое. Только части души лишался. Радость и веселье их навеки покидало.
Как сказали бы сейчас — впадали в жестокую депрессию. Так что и жить не хотелось.
Вот такая наша Медной горы хозяйка!
А мы ее образ в качестве бабы на чайнике используем. С хлебом — солью гостей встречать заставляем.
Соленым от слез может быть тот хлеб. Да со вкусом кладбищенской земли.
Вот какие мысли от чтения Бажовских сказов рождаются.
Пожалуй, теперь осторожнее на экскурсии буду ездить. Не дай бог Хозяйку встретить. Хоть и была она к девушкам добрее.
Не подскажете, как определить радиус влияния неуспокоенной души?
А вы чего интересного в Бажовских сказах вычитали? Делитесь мыслями.

Читайте также:  Какая норма алкоголя допустима для водителя в Европе и странах Северной Америки

Надежда Власова
Фото из постов Надежды Власовой, иллюстрации Виталий Волович Художник Виталий Михайлович Волович

Вот несколько комментариев к этому замечательному тексту:

Юлия Олещенко: С удовольствием читала сказы Бажова, не адаптированные для детей. По моему там больше об истории края, о том, как люди общались с природой, наделяя ее душой. Природа бывает добра и жестока как и сам человек. Если нанести ей вред, она ответит тем же. Для меня Хозяйка Медной Горы- это уральская Природа, ее душа. А то, что она не сентиментальна, так и ее имели и не сильно щадили. Как, впрочем, и сейчас.
Ps. Если мастер к камню или дереву с душой подходил, Хозяйка ему свои секреты открывала. А потребителей и разрушителей наказывала. По моему, вполне справедливо.

Мария Розенсон: Первая ассоциация — Хозяйка Медной горы — уральская Снежная Королева. От обеих веет холодом, обе «питаются» теплом молодых людей.

Julia Oborina: Не вижу там человеческого мертвеца. У Хозяйки Медной Горы есть некая этика, пусть людям странная и непонятная, в отличие от мертвяка, она мстит не всем людям без разбора, а только за конкретные дела, к насилию над женщиной, кстати, не имеющие отношения, там все больше про жадность, коррупцию, превышение власти.
Мне более родственным хозяйке кажется, как ни странно, образ дальневосточных драконов, хранителей сокровищ, но без земетрясений и извержений, что логично в местности, где этого нет или мало. То есть, мне кажется, это материнская сущность, существовавшая в местности до прихода людей, и антропоморфность которой вторична, приобретенная как раз для облегчения коммуникации с людьми. Драконы, превращавшиеся порой в прекрасных юношей, время от времени требовали себе невест, прекраснейших из девушек, обладавших лучшими из женских качеств. У хозяйки получается другое — к ней уходят по местным представлениям лучшие из молодых мужчин. Но вот именно что природа настолько иная, не прошедшая сама через человеческое, только надевающая личину, что невозможно полностью мирное полюбовное сосуществование. Если уж говорить о том, что это может быть наследие живших здесь ранее народов, то я скорее склоняюсь к тому, что это женское божество одного из них, не земная умерщвленная девушка. Черные глаза и черная, словно приклеенная, коса наводит на такие размышления, да, не славянка, но не жертва, а богиня, не вижу я там человеческой злости, но ей явно все, чем герои сказов занимаются, малопонятно, то есть, ей был понятен какой-то другой уклад. Только искусство работы с металлом и камнем ей понятно, а вот агрессивное поведение начальства пришельцев явно как красная тряпка. Тут уж надо к фольклористам и этнографам копать, кто тут был до прихода русских и какая у них была мифология.
Екатерина Ульянова: Прям зацепило ведь, полезла Википедию читать. Там вот интересная версия происхождения Хозяйки Медной горы есть: Существует также гипотеза, что это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.

Открытие Гумёшевского рудника

«Глава всех уральских рудников», как назвал Гумешевский рудник академик И.И. Лепехин, был открыт рудознатцами – крестьянином Арамильской слободы Сергеем Бабиным и крестьянином Уткинской слободы Козьмой Сулеевым. Обнаружено оно было между двумя реками – Железянкой и Гремихой – по следам древних выработок, которые не углублялись более чем на 30 метров. Поскольку это открытие было сделано там, где на ровном месте столяли два гуменца (плоский холм, голая полянка, в религиозном мире гуменцо – это выбритая часть головы), то и само место назвали Гумешками.

Для осмотра рудника был направлен рудничный мастер Огнев, ему в помощь были даны рабочие и 10 вооруженных драгун для охраны. В том же году думный дьяк А.А. Виниус, отвечавший за строительство заводов на Урале, посетил Гумешевский рудник с целью принятия его на баланс государственной казны. А в 1709 году началась добыча руды, которую доставляли на Уктусский завод. В 1718 году «башкирцы Чубар Балагушев с товарыщи, собрався многолюдством, и на том руднике то все строение выжгли и работных людей согнали».

Читайте также:  Как почистить газовую колонку от накипи практические советы

5 мая 1725 года произошел первый крупный обвал на Гумешевском руднике. Разрушены и затоплены Висимская, Петровская и Екатерининская шахты.

В 1758 году с открытием мощных залежей окисленной меди Гумешевское месторождение стало самым крупным на Урале. В течение XVIII–XIX вв. из 200 шахт и шурфов рудника было добыто около 1,5 млн т сортированной руды, из которой было выплавлено около 17 тыс. тонн меди (1866 год считается годом наивысшего объема добычи руды в дореволюционный период – из руды было выплавлено более 48 тысяч пудов меди)

В 1770 году на Гумешевском руднике была добыта огромная малахитовая глыба, сейчас она хранится в минералогическом музее Санкт-Петербургской горной академии. Руда и минералы, добытые на Гумешках, являются частью минералогических коллекций музеев всего мира.

В 1798 году на Гумешках была установлена первая паровая машина.

В 1870 году из-за большого притока воды в выработке и явной убыточности рудника на Гумешки прибыла комиссия из правления горных предприятий Урала во главе с горным инженером Померанцевым, уже в следующем году рудник был остановлен, шахты затоплены. В 1938 году началась подготовка к восстановлению рудника, в 1939 году составлен проект, началась проходка горных выработок шахты Южной. В 1940 году экспедиция Академии наук СССР во главе с академиком В.Н. Заварницким, побывавшая на Гумешках, высказалась за скорейшее начало разработки рудника. Процесс прервала война: рудник был законсервирован.

Возрождение Гумешек относится к 1950 годам. За короткое время были пройдены стволы шахт, сооружен поверхностный комплекс, пройдены горные выработки, смонтировано и налажено оборудование. Первая медная руда из возрожденного рудника пошла в 1959 году, шахты в советское время достигали глубины 490 метров. Производительность составила 300 тысяч тонн руды в год. Новый Гумешевский рудник проработал 35 лет.

С начала 2000-х годов добычу меди осуществляют подземным выщелачиванием руды.

Полевской: на родине Бажовых сказов

Полевской — небольшой город Свердловской области, находящийся в 40 километрах от Екатеринбурга. Фактически он представляет собой два города, расположенных в 5 километрах друг от друга – сам Полевской (Ленинский район) и Северск (Северский район). Между собой они соединены трассой, проходящей по лесополосе. Подобное строение на Урале имеют еще два города – Волчанск и Каменск-Уральский.

История города

Началом своего существования Полевской обязан залежам медной руды на Гумешках, обнаруженным крестьянами Сергеем Бабиным и Козьмой Сулеевым в 1702 году. Спустя 7 лет на реке Полевой, в честь которой позже будет назван населенный пункт, были обнаружены месторождения медной и железной руд. В 1718 году началась разработка Гумешевского рудника – этот год теперь считается датой основания города.

Однако не только медная руда скрывалась в недрах этой местности – именно здесь были обнаружены зеленые камни малахита, вдохновившие известнейшего уральского писателя П.П. Бажова на создания сказа о Хозяйке Медной горы. Хозяйка или, как ее еще называли, Малахитница считалась покровительницей рудокопов – добрых и чистых сердцем она награждала, а злых и коварных наказывала.

Источник: web-skazki.ru

Малахит с Гумешевского рудника первым вошел в русскую камнерезную культуру как драгоценный поделочный камень. Особую славу имеет глыба малахита, добытая в 1775 году – ее вес составил более 2 тысяч килограмм. Красота рисунка и размеры камня, по мнению хозяев рудника, были достойны самой императрицы – в 1789 году они подарили камень Екатерине II. На сегодняшний день уникальная находка хранится в Горном музее Ленинградского горного института, а образцы руд и минералов, добытых в Гумешевском руднике можно найти во всех крупнейших музеях мира. К сожалению, на сегодняшний день запасы Малахитницы полностью исчерпаны – теперь поделочный камень поступает из Африки или изготовляется искусственным способом. Да и сама Медная гора выглядит весьма удручающе – ее и горой-то назвать язык не поворачивается.

10 июня 1718 года Гумешевский рудник подвергся нападению башкир, которые сожгли строения и убили часть населения. Спустя несколько лет рудник был восстановлен, а на реке Полевой начали возводить медеплавильный завод. Дабы не повторить участь Гумешевского рудника, Полевской медеплавильный завод обнесли крепостной стеной.

Хотя, согласно преданию, башкиры имели полное право находится на этой земле – ведь оно является исконно башкирским местом. Именно башкир открыл столь богатое медью место. Согласно легенде башкир Гуманай с товарищами отправился как-то на охоту, устали в пути и сели отдохнуть на холм. Гуманай сидел и рукой перебирал камешки, а потом глядь – а у них красивый зеленый цвет. Позже выяснилось, что это медная руда была. И начали это место называть Гуманаешки – в честь Гуманая.

Однако правительство русского заводсткого поселка не собирались отдавать им уже обжитую землю, поэтому были выставлены горнизоны солдат (например, Горный Щит, Полдневая, Косой Брод). Когда башкиры совершали очередной набег, солдаты выходили в поле по кличу «В поле, войско!». От этого клича и пошло название города – Поле-вской.

Автор: Левченко Кирилл Васильевич — собственная работа , CC BY-SA 4.0, Ссылка

Читайте также:  Kia Ceed Установка светодиодных модулей DXL Автопризма

В 1735 году в 7 километрах от Полевского завода началось строительство еще одного завода – Северского железоделательного. Название завод получил также в честь протекающей здесь реки Северушки. Спустя 4 года с завода вышло первое кричное железо.Сегодня оба завода – Полевской и Северский – сменили направление деятельности: теперь они называются Полевской машиностроительный завод и Северский трубный завод.

В 1942 году Полевской получил статус города, а спустя 4 года к нему был присоединен Северский поселок. В 1967 году административный центр города был переведен из южной в северную часть, поэтому Северский район более богат на достопримечательности.

Достопримечательности города

Стенография

В начале 2019 года некоторые из зданий Полевского заиграли новыми красками – екатеринбургские художники украсили их объемными рисунками в рамках проекта «Город-музей». Граффити выполнены командой Spektr и представляют собой исторические артефакты, которые так или иначе связаны с Полевским. На здании автостанции, например, изображены различные минералы – белый мрамор, малахит, кварц и другие. Каждый рисунок сопровождается информационной справкой (ул. Володарского 72).

Автор фото: Дмитрий Чабанов

На пятиэтажном здании через дорогу (ул. Володарского 57) изображены птицевидные идолы иткульской культуры, которые были найдены на Азов-горе.

Автор фото: Дмитрий Чабанов

Здесь же неподалеку находится трансформаторная будка, на которой изображен макет Полевского завода.

Автор фото: Дмитрий Чабанов

Верхний пруд (Полевское водохранилище)

Именно с этого пруда началось развитие города Полевского. Точнее со строительства плотины, после чего образовался пруд. Раньше вода в пруду поставляла энергию медеплавильному заводу, а сегодня он служит источником снабжения города питьевой водой.

Источник фото: Централизованная библиотечная система Полевского

Его длина около 3 километров, ширина – около километра. Местные жители и екатеринбуржцы часто приезжают сюда порыбачить – в озере водится лещ, окунь, чебак.

GPS-координаты: 56.435369, 60.180324

Гора Думная

В нескольких сотнях метров от водохранилища находится гора Думная, где маленький Павел Бажов слушал предания о местных землях от В.В. Хмелинина – прототипа деда Слышко.

Автор фотографии: Максим Зайцев

Гора не особенно высокая (405 местров), однако с обрыва горы открывается чудесная панорама на город и его окрестности – вдалеке даже можно разглядеть Азов-гору. Также на вершине горы можно увидеть Поклонный крест.

GPS-координаты: 56.439960, 60.188822

Музейный комплекс «Северская домна»

Музейный комплекс был открыт в 2009 году на территории Северского трубного завода. Комплекс включает в себя два исторических здания, Спасо-Преображенскую часовню и экспозицию под открытым небом.

Одно из зданий представляет собой бывшую кричную фабрику 1842 года постройки, где сейчас размещается экспозиционный зал. «Жемчужина» комплекса располагается в здании доменного цеха, построенного в 1860 году. Домна – единственный в Европе экспонат уральской промышленной архитектуры середины 19 века. Она дает полное представление о производственном процессе выплавки чугуна в позапрошлом веке.

Истояник фото: официальный сайт Северского трубного завода

На экспозиции под открытым небом можно увидеть оборудование, которое раньше использовали на заводе, а теперь убрали из эксплуатации и транспортные средства.

Истояник фото: официальный сайт Северского трубного завода

Одним из красивейших экспонатов комплекса, который видно с проезжей части является Спасо-Преображенская часовня. В 19 веке часовня была изготовлена местными мастерами-металлургами полностью из металла. Не смотря на грузность используемого материала церковь вышла на удивление изящной и воздушной.

Истояник фото: официальный сайт Северского трубного завода

После прихода советской власти часовня была уничтожена. Однако в 2013 году по уцелевшим эскизам часовню восстановили, причем она получилась точной копией оригинала. На сегодняшний день это единственная часовня в мире, целиком изготовленная из металла.

Кстати, здесь снимались кадры для фильма «Угрюм-река».

GPS-координаты: 56.488056, 60.231283

Ссылка на основную публикацию
Ультра; Авторизованный сервисный центр по ремонту и обслуживанию StarLine
Старлайн-Екатеринбург — автосигнализации с автозапуском в Екатеринбурге! Купить сигнализацию Старлай Для любого ответственного водителя на первом месте стоит безопасность его...
Угар или расход масла в двигателе причины и решения
Угар моторных масел Есть техническая задача в которой нужно разобраться? Задайте свой вопрос эксперту. заполните форму и получите ответ в...
Углы установки передних колес Мануал по Шевроле Нива 1-го поколения — Адская тачка на прокачку
Регулировка развала-схождения Нивы Шевроле своими руками; Помощь автолюбителю; Автозапчасти для ином Как Сделать Развал На Ниве Своими Руками При помощи...
Ультрабюджетный межблочник аудиофильного класса
Межблочный кабель своими руками Читайте далее Снятие и замена шруса Лада Приора Межблочный кабель, то есть кабель, соединяющий головное устройство...
Adblock detector