Ставить ли вопросительный знак в заголовках и подзаголовках

Об одном вопросе, которым не должен задаваться автор — Вопросы литературы

Когда автор пишет текст (роман, рассказ, статью), он как бы обязан задать себе вопрос: кому нужен мой продукт?

Не надо задавать себе этого вопроса. Категорически нельзя. В нынешних наших литературных обстоятельствах вопрос о нужности текста равен парализующей инъекции. Соотносить свою потребность написать роман с чьей-либо гипотетической потребностью прочитать этот роман — значит убить и нерожденную книгу, и ту часть собственной личности, которая книгу пишет.

Причина проста: автора и читателя разделяет мощная мембрана, генерирующая разные виды активных искажений. И от качества текста, то есть от мастерства и таланта автора, видимая «нужность» книги практически не зависит. Кое-что определяет поведение автора: его активность в соцсетях, умение создать личный бренд. Но писатель и промоутер — разные профессии.

Я веду в CWS мастерские с начинающими прозаиками. Все серьезно: мы работаем на результат. То есть у моих студентов в перспективе года-двух должны выходить книги. В ситуации, замечу, когда наблюдается перепроизводство названий, ментальное и складское затоваривание книжной продукцией. Но другого пути у автора нет. Если книгу не издать, то и следующую не напишешь. Это как спустить со стапелей корабль и разбить о борт бутылку шампанского. Только когда между берегом и кормой образуется достаточно воды, автор почувствует свободу завершить новый текст. Начинать новое надо, конечно, пока рукопись гуляет по издателям. Но финишировать в обнимку с неизданным невозможно — или требует такого сверхусилия, на какое не каждый способен. Самое худшее, что может произойти с прозаиком, — навсегда остаться на руинах романного долгостроя.

Я здесь рассуждаю не с точки зрения читателя или книжного обозревателя. То есть оставляю «нужность» за скобками. Мне важны и драгоценны литературные способности, которые могут расцвести, а могут истлеть. Последнее — суть бытийный урон для всех нас. На том стою, вопреки сокращению числа читателей и прокрустовой логике книжного рынка.

Однако, коль скоро книга вышла, вопрос о ее «нужности» встает автоматически. Заградительная мембрана (она живая) активируется и начинает показывать мультики. При этом не предполагается, что новинку вообще кто-нибудь прочел. Книга остается закрытой и не может защищаться. Слова книге не предоставляется. Вся суть кино — в обесценивании автора.

Напрасно я радовалась, когда издательство «Эксмо» согласилось сделать серию книг моих студентов. Вот, только что было все хорошо. Вышла первая ласточка — роман русского канадца Александра Дергунова «Элемент-68». До конца 2019-го предполагался выпуск еще двух романов. И уже готовились к спуску со стапелей романы на 2020-й, и закладывались корабли года 2021-го… Все кончилось быстро и абсурдно.

Позвонили и сказали, что книга Дергунова плохо продается. Серия закрыта. Точка.

При этом издательство не сделало ровно ничего, чтобы читатель хотя бы пару раз услышал слово «Дергунов». Никакой информации. Никаких рецензий. Критики, к которым я постфактум обратилась с просьбой заглянуть в роман, слыхом не слыхивали про этого автора, в бюллетенях, рассылаемых издательством (я тут могу ошибаться в терминологии, но не по сути), «Элемента-68» не было. Роман и в книжных магазинах не появился толком, так, мелькнул, оказавшись почему-то в разделе фантастики.

И в таких условиях книга должна была каким-то мистическим образом, проникнув сквозь тотальное молчание, сама себя продавать.

Новое имя. Никаких рефов. Читатель, именуемый здесь покупателем, любит поисковые запросы «Книга, похожая на…». Потому понятно, что новинка, опознаваемая по жанру или по тренду, продалась бы чуть лучше — ушло бы лишних экземпляров пятьсот. А роман Дергунова, в том-то и дело, ни на что не похож. Оригинальность (и да, сложный сюжет, медитативный язык) оказалась не достоинством, а недостатком книги.

И роман слили. Вроде был — и вроде не был. Мелькнул и растаял в тумане, будто Летучий голландец.

Какое кино в результате показали автору? Книга сама не продалась — кто виноват? Автор, само собой. Роман оказался недостаточно хорош, чтобы тираж разлетелся горячими пирожками, безо всяких усилий на то со стороны издательства. И автор с неизбежностью переносит эту оценку на литературные качества текста. Но литература тут вообще ни при чем. Роману не предоставили слова, потому что его не прочитали. Вот механизм обесценивания номер один.

Читайте также:  Нива Шевроле технические характеристики и габаритные размеры Chevrolet Niva, грузоподъемность, ваз 2

Механизм номер два — это деятельность книжных обозревателей, как бы вставших на позиции читателей. А у читателя сегодня только права, обязанностей (развиваться, вникать, соотносить свой вкус с чем-то, что больше тебя) нет вообще. И обозреватели в этом смысле тоже только читатели. Работает критерий «ндра» и «не ндра». Возможно, тут в базе соотнесенность с интересами издателя, не случайно книжный обозреватель любое упоминание книги, даже и негативное, считает рекламой. Вижу одно: любая книга, независимо от литературного уровня, легко подвергается умолчанию. И здесь начинающего автора ждет разрыв шаблона. Он-то думал, что его похвалят, либо покритикуют за талант и продукт таланта. Что сделанные им в процессе письма волнующие открытия приблизят его к успеху. Ничего подобного. Никто не собирается его «открывать». И даже просто, физически, открывать дорогой его сердцу том.

Таким образом, вероятность превращения любой книги в корабль-призрак объективно высока. Есть такая уничижительная формулировка: факт выхода книги есть только факт биографии самого автора. Да, именно. Но вообще-то у автора и правда есть его единственная жизнь, которую он никому не должен. И если он родился с талантом, то да, его процессы, его деятельность настоятельно требуют выпускать книги. Надо понять и принять, что рукопись, ставшая книгой, может длительное время существовать по-прежнему на правах рукописи.

При этом у рукописи много суверенных, неотъемлемых прав. Право не гореть. Право не тонуть. Право таинственно дозревать и набирать смыслов — уже без участия автора, в углу на книжном складе, в пачках макулатуры, в нигде. Мудро поступает тот автор, который уважает свой неуспех.

Потому автору не стоит вестись на провокации. Вы не обязаны спрашивать себя — кому нужна моя книга. А если с вас это спросят, правильный ответ будет такой: моя книга нужна мне.

Вопросы к самиздату

Сентябрь 19, 2019

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга Егора Апполонова, автора популярного телеграм-канала «Хемингуэй позвонит» для писателей «Пиши рьяно, редактируй резво. Полное руководство по работе над великим романом. Опыт писателей от Аристотеля до Водолазкина». В этой книге – ответы на вопросы, которые тревожат любого начинающего автора, интервью с мэтрами о писательском мастерстве, советы, приемы и техники выдающихся писателей. В главе, посвященной самостоятельному изданию книг, в марте 2018 года эксперты сервиса Ridero ответили на вопросы автора и подписчиков его канала о самиздате. Публикуем ее с актуальными исправлениями этого года.

— Сколько стоит издать роман в жанре научной фантастики начинающему автору?

Ridero: Нисколько. Сервисы самиздата предлагают сделать это бесплатно. Если же вы планируете потратить бюджет на продвижение и печать бумажного тиража, рассчитывайте собственные силы и обратитесь в типографию для расчета бюджета стоимости печати тиража. Прежде чем печатать бумажный тираж, помните — стопки отпечатанных книг, лежащих под кроватью, не самый ценный актив. Перед тем как печатать тираж — выстройте коммуникацию с потенциальными читателями. Соберите аудиторию, которой свою книгу сможете продать.

— После того, как я публикую текст у вас на сайте, я остаюсь правообладателем? Если я опубликовал роман на Литрес:Самиздат, могу ли я опубликовать этот же роман на других издательских платформах?

Ridero: Да, конечно. Оферта Ridero указывает, что права на произведение остаются у автора. Ridero не становится правообладателем произведения. У автора остается свобода выбора и возможность опубликовать текст на сторонних площадках.

— Я боюсь выкладывать свой роман в интернет — его же сразу украдут и используют идею для написания своей книги. Как мне быть?

Ridero: Идея, согласно ч. 5 ст. 1259 ГК РФ, не является объектом охраны авторского права, т. е. идею как таковую нельзя украсть. Авторское право охраняет воплощение такой идеи — сам текст, его синопсис. Если кто-то публикует ваш текст и представляется его автором, этот человек нарушает авторское право, и в отношении него через суд стоит требовать ограничения распространения произведения, публикации опровержения, а также указания вас автором. Если автор произведения указан верно, но при этом сам текст распространяется за деньги или бесплатно без ведома автора, нарушено исключительное право на произведение. Автор вправе требовать немедленного прекращения распространения произведения и денежной компенсации.

Читайте также:  Лучший люк для УАЗ-ика, разумеется, от ПАЗ-ика

— Есть ли преимущества публикации книги в интернете перед работой с классическим издательством, выпускающим бумажные книги?

Ridero: Опубликовать книгу в интернете автор может в своем блоге или на Стихах.ру/Прозе.ру. Ridero не публикует книгу в интернете, Ridero помогает автору получить профессионально сделанную книгу с ISBN в популярных электронных форматах и в виде макета для печати и поставить ее на полки онлайн-магазинов (где размещают книги и классические издательства). А технология «печать по требованию» позволяет автору продавать книгу в бумажном виде, без всяких вложений в тиражи и по сопоставимой стоимости с тиражным изданием.

— Нужно ли автору открывать ИП для получения гонораров от издательства? Нужно ли мне самостоятельно платить налоги после поступления денег или же издательство выплачивает все налоги за автора?

Ridero: Автор может по желанию зарегистрировать ИП («Деятельность в области художественного творчества»). Но как правило авторы этого не делают, потому что это неоправданно. Регистрация ИП — правовое действие, требующее регулярной работы. ИП обязаны отчитываться в ФНС и фонды, платить налоги и взносы авансовым методом. Писателям проще заключать договоры на издание книг и получать гонорар от писательского труда без получения статуса и обязанностей ИП.

Если автор выступает в правоотношениях с издательством как физическое лицо, все необходимые налоги (НДФЛ) за него обязано уплачивать издательство, которое платит автору гонорар. Эта обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Ridero при выплате роялти авторам обязательно выплачивает налоги за каждого автора.

— Расскажите мне о роялти вашего издательства? Как рассчитываются начисления автору? Я буду много зарабатывать?

Ridero: Размер роялти при публикации книги через Ridero назначает сам автор. Формирование розничной цены книги начинается с этой константы. На нее накладываются комиссии продавцов и сборы. На розничную цену книги, опубликованной через Ridero, влияет:

— торговая наценка интернет-магазина (ее определяет магазин, и обычно она колеблется в пределах 40–60%), и налог на добавленную стоимость (20% от розничной цены книги);

— себестоимость печати для книг print on demand (определяется в зависимости от количества страниц в книге, например, для 100-страничного издания будет равна примерно 192 руб.) и доставки до склада интернет-магазина.

При реализации книги напрямую с сайта Ridero торговых наценок и дополнительных затрат (например, за доставку книги до склада интернет-магазина) нет. А значит — это самый выгодный вариант для автора: цена печатной книги для читателя в случае продажи с сайта Ridero будет существенно меньше, чем у магазинов-партнеров, а с электронной книги, которую купили на Ridero, автор получит роялти примерно в два раза больше, чем у стороннего продавца.

В программу встроен калькулятор, который сразу показывает автору, сколько будет стоить книга в магазинах при тех роялти, которые он устанавливает. Калькулятор поможет вам рассчитать варианты цены при разном размере авторских отчислений и выбрать оптимальную стоимость книги. Чтобы цена на книгу была конкурентоспособной, автору важно найти баланс между роялти и розничной ценой.

В договоре между Ridero (ООО «Издательские решения») и автором распределение доходов определяется не итоговой розничной ценой (так как в нее входят комиссии третьих сторон), а выручкой Ridero от продаж книги. Примерно 80% от выручки, полученной Ridero от сторонних площадок или напрямую от покупателей книг на своем сайте, идут на выплаты автору роялти в установленном им при публикации размере Около 20% — комиссия Ridero.

Заработок как и в любом другом деле зависит только от вас. Самостоятельное издание требует от автора заинтересованности и собственных усилий по развитию успеха своей книги. Максимальный годовой заработок автора Ridero — 1 268 000 рублей, включая налоги (данные за 2017 год).

— Как продвигать свою книгу? Как найти читателя?

Ridero: Начнем с истины: книги нуждаются в продвижении. Как и любой информационный продукт, книгу можно продвигать бесплатными или платными способами. Собственными силами или с помощью литературных агентов и рекламных агентств — вариантов масса. Мы запускаем бесплатный видеокурс «Основы продвижения книги», где подробно рассказываем о доступных инструментах.

Читайте также:  Как определить среднерыночную цену авто – Заметки автоподборщика

— Что делать, если я нашел свою книгу на «пиратском» ресурсе?

Ridero: Если вы считаете, что обнаружили книгу на пиратском ресурсе, в первую очередь уточните, что это не партнер «ЛитРес» (когда вы ставите электронную книгу в продажу через этот магазин, книга автоматически размещается и продается в его партнерской сети). Полный список партнеров «ЛитРес» можно посмотреть на их сайте. Если вы убедились, что книга размещена на площадке, которая не имеет право ее размещать, напишите администратору этого ресурса претензию с требованием удалить неправомерно опубликованный материал. Образец претензии и подробную инструкцию по заполнению вы найдете в разделе «Помощь» на сайте.

Вопросы до, во время и после прочтения художественной книги

Кто-то читает 10 книг в год, кто-то 50, кто-то еще больше. Однако мы все понимаем одну простую истину: важно качество информации и уровень ее понимания. Чтобы поощрять критическое чтение, нужно научиться задавать правильные вопросы. Это поможет осознанно отнестись к книге и вынести из нее намного больше.

В нашей статье речь пойдет о художественной литературе, однако при большом желании вопросы можно переделать и использовать для прочтения профессиональной.

Почему это так важно?

Чтение книг — элемент обучения, саморазвития, один из самых полезных способов времяпровождения. Из каждой книги необходимо получать максимум. Глубокое понимание невероятно важно, потому что персонажи и диалоги могут со временем забыться, а суть останется.

Долорес Дуркин в 1979 г. провела исследование и выяснила, что подавляющее большинство преподавателей и учителей задают вопросы только по окончанию прочтения книги, и очень редко — до и во время. Дальнейшее изучение показало, что ситуация со временем стала не намного лучше.

Между тем, в таком чтении есть большие преимущества:

  • Осознание того, зачем вообще нужна эта книга
  • Умение делать предположения
  • Научиться создавать связи и ассоциации
  • Использовать контекст при встрече с незнакомыми словами
  • Оценивать качество текста
  • Пересматривать ключевые моменты в тексте
  • Понимать, как можно использовать информацию в будущем

Вопросы «до»

Вы выбрали интересную книгу, устроились поудобнее и готовы читать. Но прежде задайте пару вопросов, чтобы это помогло более осознанно воспринимать текст:

  • Какие подсказки мне дает название книги о сюжете и истории?
  • О чем будет книга? Почему я так думаю?
  • Это реальная или вымышленная история?
  • Зачем я читаю это?
  • Что я уже знаю об этой книге и ее теме?
  • Какие предположения я могу сделать?

Вопросы «во время»

Делайте несколько пауз во время чтения. Задайте себе несколько вопросов о главе, которую читаете:

  • Что я понял из прочитанного?
  • Какова основная идея?
  • Какую картину автор нарисовал в моем воображении?
  • Нужно ли мне перечитать эту главу, чтобы понять ее лучше?
  • Как поступит персонаж? Почему?
  • Какие эмоции испытывает персонаж?
  • Как бы я поступили на его месте?
  • Случалось ли нечто подобное со мной?
  • Опишите прочитанное своими словами.
  • Нужно ли запоминать этот текст? Почему?

Перечитайте эту главу и задайте себе следующие вопросы:

  • Какие предположения были верными?
  • Какова основная идея на самом деле?

Вопросы «после»

  • На каком уровне понимания текста я находился? Нет ли более глубокого смысла?
  • Какие вопросы автор ставил перед самим собой и как отвечал на них?
  • Каковы были намерения автора или он полностью попытался отстраниться от намерений и своей точки зрения?
  • На все ли поставленные свои вопросы автор ответил или некоторые ответы были неполными?
  • Если бы было продолжение, каким бы оно могло быть?
  • Можете ли вы рассказать историю своими словами?
  • Какие события были наиболее важными?

Все эти вопросы помогут не просто прочесть книгу, а извлечь из нее большую пользу.

Если вы учитель

Главная ваша обязанность как учителя — вовлечь учеников (студентов) в разговор и выяснить, что они думают о книге.

  • Почему автор поместил героев в это место и время?
  • Почему автор начал историю именно так?
  • Почему автор закончил историю именно так?
  • Какие бы вопросы вы задали автору?

Данный подход можно использовать при изучении:

  • Художественной литературы
  • Науки
  • Математики
  • Писательского мастерства
  • Социальных наук

Вопросы вы можете придумывать сами. Главное — относиться сознательно к тексту. Прочтите лучше меньше книг, зато прочувствуйте их как можно глубже.

Ссылка на основную публикацию
Сравнение грязевой резины БФ Гудрич — АТ, МТ и КМ2
Грязевая резина БФ Гудрич МТ КМ2 на длинной Ниве 2131; отзыв с Абхазии Ездил не так давно в Абхазию к...
Список препаратов содержащих барбитураты
Таблетки от кашля с кодеином - список популярных препаратов Когда больной жалуется на кашель, доктор обязательно уточняет характер кашля. Тяжелее...
Список СТО, предоставляющих подъемник в аренду и цена
Главная AntiService Мы рядом с вами Чистота и порядок Наши помещения Антисервис на Дудина ул. Михаила Дудина, 15б Антисервис на...
Сравнение Калины и Калина 2 хэтчбек; «»
Что лучше Гранта или Калина 2, рейтинг автомобилей, сравнение В настоящее время российский лидер автопрома Волжский автозавод выпускает на отечественный...
Adblock detector