Скорость пассажирского самолёта у разных моделей

Самый быстрый самолет в мире максимальная скорость пассажирского российского, гражданского, поршнево

Если человек интересуется авиацией, то рано или поздно он задумывается, какой самолет самый быстрый в мире. Все судна подразделяются на военные (истребители, перехватчики, штурмовики) и гражданские (пассажирские, транспортные, санитарные и почтовые аппараты). Запредельную скорость развивают военные летательные аппараты. Благодаря уникальной конструкции максимальная скорость военных самолетов составляет более 3000 километров в час. Отдельно стоит выделить экспериментальные судна, которые создаются специально для установки рекордов.

Топ 10 самых быстрых самолетов за всю историю человечества

Среди самых быстрых самолетов в мире выделяют:

  1. Беспилотнник X-43. Абсолютный рекорд установлен в ноябре 2004 года. Данный гиперзвуковой летательный аппарат развил скорость 11850 километров в час. Созданием судна и разработкой программы занималось НАСА.
  2. Экспериментальный North American X-15, оснащенный ракетными двигателями. Скорость самого быстрого пилотируемого самолета составляет 8200 километров в час. Опыты проходили в 60-х годах прошлого столетия. Помимо невероятной быстроты, во время рекордных полетов на X-15 удалось достичь высоты в 107900 м.
  3. Стратегический разведчик SR-71 Blackbird. Черная птица — быстрейший разведчик, скорость которого составляет 4100 километров в час. За все время было произведено всего 32 аппарата. SR-71 Blackbird эксплуатировался военно-воздушными силами США до 1998 года.
  4. Истребитель-перехватчик Миг-25. Советский сверхзвуковой самолет, разрабатывавшийся как ответ американским разведчикам. Способен развивать скорость 3900 километров в час. В некоторых странах Миг-25 находится на вооружении до сих пор.
  5. Экспериментальный Bell X-2. Испытания судна проходили в 50-х годах. На одном из полетов X-2 смог развить скорость 3300-3900 километров в час. Из-за череды катастроф испытания Bell X-2 прекратились.
  6. Высотный бомбардировщик XB-70 Valkyrie. Аппарат задумывался как сверхзвуковой ядерный бомбардировщик. Было произведено 2 образца. В ходе испытания XB-70 Valkyrie установил рекорд. Скорость аппарата составила 3600 километров в час.
  7. Истребитель-перехватчик Миг-31. Боевое судно предназначено для перехвата и уничтожения целей на малых и больших высотах. Миг-31 развивает скорость 3400 километров в час.
  8. Истребитель McDonnell Douglas F-15 Eagle. Быстрый самолет четвертого поколения. F-15 Eagle развивает 3066 километров в час. Судно эксплуатируется многими странами, включая США, Японию и Израиль.
  9. Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111. Снятое с вооружения судно. F-111 при необходимости мог развить скорость 3060 километров в час.
  10. Многоцелевой истребитель Су-27. Скорость аппарата составляет 2870 километров в час. Модификации обладают улучшенными характеристиками. Су-27 снят с производства, но при этом эксплуатируется до сих пор.

Экспериментальные воздушные судна достигают значений, превышающих скорость звука в 3–7 раз. Вполне вероятно, что установленные рекорды будут побиты в недалеком будущем.

Топ 5 самых быстрых пассажирских самолетов на сегодняшний день

Главная черта пассажирских авиалайнеров — безопасность, поэтому по скорости они уступают военным суднам. В советский период короткий промежуток времени эксплуатировался сверхзвуковой лайнер Ту-144. Из-за сложностей в эксплуатации от использования Ту-144 отказались. Сегодня самыми быстрыми самолетами в мире считаются:

  1. Гражданское судно Cessna Citation X+. Дальнемагистральный аппарат, который используется бизнесменами, государственными лицами и коммерческими компаниями. Скорость составляет около 1050 километров в час.
  2. Пассажирский авиалайнер Airbus А380. Аппарат носит титул — самый быстрый в мире пассажирский самолет. Помимо этого, вместимость судна составляет 853 пассажира при одноклассовой конфигурации. Скорость составляет 1000–1040 километров в час.
  3. Реактивный гражданский Dassault Falcon 7X. Вместимость — 19 пассажиров. Скорость судна составляет 1030 километров в час. Лайнер позволяет с комфортом перевозить людей во все точки мира.
  4. Пассажирский Boeing 747. Судно длительное время удерживало лидирующие позиции по вместимости и размеру. Скорость составляет 988 километров в час.
  5. Реактивный пассажирский Boeing 787. Скорость лайнера на пике составляет 954 километра в час, вместимость — от 250 до 330 пассажиров. Первый коммерческий рейс совершен в 2011 году.

Стоит отметить, что выбрать самый быстрый в мире самолет не так просто. Пассажирские лайнеры обладают примерно одинаковой крейсерской скоростью. Пилоты редко выходят на максимум, поддерживая значения 900–950 километров в час.

Самые быстрые военные самолеты, стоящие на вооружении

Помимо передовых характеристик, военная техника должна обладать доступностью и простотой в эксплуатации. На вооружении воздушно-космических сил РФ стоят следующие быстрые самолеты:

  • Су-27;
  • Миг-31;
  • Миг-29;
  • Су-34;
  • Су-35.

Среди сверхзвуковых истребителей ВВС США выделяют:

  • McDonnell Douglas F-15 Eagle;
  • F-22 Raptor;
  • F-35 Lightning;
  • F-16 Fighting Falcon.

На вооружении ВВС Китая состоят следующие сверхзвуковые истребители:

  • Chengdu J-20;
  • Xian JH-7;
  • Shenyang J-11.

Самыми быстрыми военными самолетами в мире считаются F-15 и Миг-31. Стоит отметить, что многие страны покупают американскую, китайскую или российскую технику для собственных вооруженных сил. Перечисленные истребители считаются популярными и покупаемыми. При выборе военной авиационной техники изучают следующие характеристики: полезная нагрузка, запас топлива, тяга без форсажа. Скорость — не считается важнейшим параметром, однако на этом показателе тоже акцентируют внимание.

Самые быстрые самолеты в мире производятся в США, России и Китае. Идут разработки более совершенных моделей. Сегодня США уже обладает истребителем 5 поколения F-22 Raptor, произведено 187 единиц техники. Россия возлагает надежды на разрабатываемый Су-57, который заменит собой устаревшие модели.

Самые скоростные российские самолеты

Без сомнений, самый быстрый самолет советского производства — Миг-25.

По скорости этот аппарат превосходит Миг-29 и другие современные модели, стоящие на вооружении в РФ. Помимо военных аппаратов, в стране создаются гражданские судна. Самыми быстрыми самолетами России считаются:

  • Ту-22М;
  • Су-35;
  • Су-27;
  • Миг-31.

Выделяют военный турбовинтовой самолет Ту-95, который способен нести крылатые ракеты Х-101. Ту-95 не достигает сверхзвуковых значений, но при этом аппарат обладает скрытностью от спутников и низким расходом топлива. Ту-95 — серийный бомбардировщик. На службе находится 60 единиц техники.

Среди эксплуатируемых пассажирских авиалайнеров выделяют Sukhoi Superjet 100. Суперджет 100 по праву называют российский самолет, так как судно разработано и создано в Российской Федерации.

Гражданских эксплуатируемых сверхзвуковых лайнеров в России и в мире нет. Есть планы по созданию сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров (ту-244, Ту-344), однако в ближайшее время проекты реализованы не будут из-за экономической невыгоды и экологических требований.

При желании узнать, какой российский самолет самый быстрый, изучается информация о модификациях советских аппаратов и суден, разработанных и произведенных после распада СССР.

Как быстро способны летать самолёты

Для самолета важный параметр – его скорость. Это тот показатель, который заботит и авиаторов, и диспетчеров, и, прежде всего, пассажиров. Обычным людям, пользующимся услугами воздушных судов, всегда интересно, с какой скоростью они будут лететь.

Современные лайнеры легко развивают 600-800 км/ч. И это далеко не предел. Показатели преодоления воздушного пространства могут быть как ниже, так и намного выше. В целом, наука за столетие смогла сделать огромный рывок вперед. Для примера, «Илья Муромец» в начале XX века мог стабильно удерживать только чуть больше 100 км/ч.

Какие параметры влияют на скорость?

Скорость летательного аппарата зависит от нескольких основных значений. Это характеристики самолета, величина его аэродинамических сил и те моменты, которые действуют извне: плотность воздуха, давление, сила и направление ветра.

Читайте также:  Исчезнувший гений Рудольф Дизель - — LiveJournal

С точки зрения физики, скорость самолета равна отношению расстояния ко времени. Обычно рассматривают средние показатели и для расчета берутся малые интервалы – чаще всего принято измерять скорость в метрах в секунду, что затем несложно перевести в километры в час (умножением на 3,6).

Различают несколько видов скоростей:

  • путевая – показатель движения воздушного судна относительно земной поверхности
  • истинная – скорость относительно воздушной среды; может совпадать с путевой при отсутствии ветра
  • приборная – показатель, определенный при помощи нескольких измерений давления посредством задействования специальных трубок

Классификация самолетов по скоростям

Специалисты разделяют существующие модели воздушных судов на такие виды:

  • Дозвуковые. Основная сфера гражданской авиации. Характеристики моделей различны, но наивысший показатель скорости современного лайнера примерно 1035 км/ч, что приближается уже к следующему виду самолетов.
  • Трансзвуковые. Здесь ускорение равно скорости звука или максимально приближено к нему. Например, на высоте 8 тыс. метров скорость звука составляет 1109 км/ч/ Соответственно, все воздушные суда, способные достичь этого предела, можно отнести к трансзвуковым.
  • Сверхзвуковые. Превышают звуковой барьер, активно используются в военной авиации. Истребители, штурмовики, беспилотники разгоняются до 3-4 тыс. км/ч.
  • Гиперзвуковые. Используются редко, но над разработкой новых гиперзвуковых летательных аппаратов трудятся сегодня инженеры в разных странах. Уровень скорости звука превышают в 5-6 раз. Экспериментальный американский Х-43А может разогнаться до 11 200 км/ч.

Пассажирские самолеты и их скорость

Гражданские лайнеры с пассажирами на борту вырабатывают в среднем 60-80% своего ресурса. Поэтому выделяют крейсерские показатели скорости и максимальные. В технической документации указываются два значения, причем средняя скорость рассчитывается конструкторами, исходя из предельно возможной.

Основные скоростные характеристики лайнеров

  • Ил-62. Дальнемагистральный борт, вмещает 198 пассажиров, обычная скорость – 850 км/ч.
  • Ил-86. Очень большой по размерам лайнер, способный перевезти 314 человек, 950 км/ч.
  • Ил-96. Рассчитан на дальние перелёты и на 300 мест на борту максимум, норма – до 900 км/ч.
  • Ту-134. Предназначен для непродолжительных полетов, до 96 человек, 850 км/ч.
  • Ту-154. До 180 пассажиров и средний темп – 900-930 км/ч.
  • Ту-204. Средний показатель – 850 км/ч, количество человек – до 214.
  • Як-40. До 36 пассажиров, нормальный показатель – 510 км/ч, максимальный – 550.
  • Boeing-747. На дальние расстояния до 298 человек, стандарт во время полета – 915-917 км/ч.
  • Boeing-777. Также рассчитан на большие перелеты, но всего 148 пассажиров и 891 км/ч.
  • Airbus A310. Маршруты разной протяженности. Стандартные показатели: 183 места, 858 км/ч.
  • Airbus A320. Аэробус может преодолевать средние дистанции со скоростью 853 км/ч и со 149 пассажирами на борту.
  • Airbus A330. Создан для длительных рейсов. Рассчитан на 398 человек. И средний темп – 925 км/ч.
  • Airbus А380. Самый большой в мире пассажирский лайнер. Вместимость – 700, нормальная скорость – 890-900 км/ч при максимальной – 1019.

Самые быстрые пассажирские суда

Как видно, показатели эксплуатируемых сегодня гражданских судов варьируются в границах 600-900 км/ч. Тем не менее, истории известны случаи сверхзвуковых пассажирских лайнеров. Первый – знаменитый Ту-144, выпущенный в 1968 году и способный развивать до 2 500 км/ч. Его прекратили использовать в 1978 году. Второй – франко-английский «Конкорд», летавший до 2003 года.

На видео краткий экскурс в историю легендарных сверхзвуковых пассажирских самолетов. Обзор причин, почему мир отказался от ультраскоростных гражданских полетов.

Гиперзуковых лайнеров изобретено не было, но работа в этом направлении ведется и российскими конструкторами, и зарубежными. Наиболее известен сегодня европейский проект Zehst, который сможет развивать 5 тыс. км/ч. Подобные отечественные проекты – Ту-444 и Ту-244 – на текущий момент заморожены.

Причины отказа от сверхзвуковых скоростей

  • Отсутствие аэродромов. Количество полос, на которые возможно посадить сверхзвуковые лайнеры, очень ограничено. Как правило, это военные аэродромы.
  • Сложности конструкции. Сверхскоростные самолеты имеют обтекаемую форму и строгие ограничение по длине борта. Таким образом, конструктивно суда мало подходят под габариты пассажирских.
  • Чрезмерный расход топлива. Стоимость билетов на такие рейсы составила бы очень внушительную сумму, что экономически невыгодно как для потребителей, так и для перевозчиков.
  • Ремонтные работы и облуживание. Практически после каждого перелёта необходимо проводить полное обслуживание борта. Это проверка заклёпочных креплений, фюзеляжа и т. д.

Взлёт – как происходит и на каких скоростях

Каждый самолет имеет индивидуальные технические характеристики, в соответствии с которыми и происходит его эксплуатация. Процесс подъема лайнера в воздух осуществляется поэтапно.

  1. Набор оборотов двигателем. Приблизительно на 800-820 оборотах в минуту начинается движение самолета по полосе.
  2. Разгон и ускорение. Пилот управляет воздушным судном на земле, достигая необходимых показателей скорости, находясь в устойчивом положении на трех колесах.
  3. Отрыв и набор высоты. Для осуществления собственно взлета требуется разогнать самолет до 185 км/ч и плавно поднять нос путем натяжения рукояти. Вследствие этого судно продолжает движение на двух колесах и отрывается от земли, достигнув скорости 225 км/ч.

Выше приведены примерные показатели для модели Boeing-737. Чем выше масса лайнера, тем большую скорость он должен развить на земле. Кроме того, имеют значение при взлете и наборе высоты также и внешние факторы. Это направление и сила ветра, плотность воздушного потока, влажность, качество и состояние взлетной полосы.

В случаях, когда сильный ветер против движения самолета, могут понадобиться показатели, превышающие стандартные вдвое. При этом в обратной ситуации, когда ветер попутный, усилия будут нужны минимальные.

Посадка самолета

Приземление воздушного судна – процесс противоположный взлету. Соответственно, все этапы выполняются в обратной последовательности: плавное снижение, заход на посадку и выпрямление, удерживание самолета и касание полосы.

Тяжелые лайнеры начинают процесс непосредственного приземления с высоты 20-25 метров. Здесь определяющим параметром выступает именно масса воздушного судна. Скорость захода напрямую соотносится с весом.

Пытаясь рассчитать время нахождения в воздухе и преодоления расстояния между точками самостоятельно, следует учитывать, что пилоты крайне редко развивают максимально возможные для судна показатели. Даже имея характеристики близкие к сверхзвуковым, лайнер будет перемещаться с комфортной и экономной в плане энергозатрат крейсерской скоростью. Таким образом, при расчетах нужно ориентироваться на средние значения.

На нынешнем этапе развития пассажирская авиация находится перед звуковым барьером. Учитывая предшествующую историю, можно сделать вывод, что в недалеком будущем препятствие будет взято. Гражданские лайнеры выйдут на новый рубеж. Основная задача – летать дальше, быстрее, с минимальными затратами.

Скорость полета самолета и трубка Пито.

Здравствуйте, друзья!

Скорость полета. Одна из важнейших характеристик для любого летательного аппарата. Мы все привыкли, что самолет обязательно означает «быстро». Все ассоциации работают только в этом направлении. Скорость многим нравится. Практически любой человек не прочь прокатиться «с ветерком» на своем авто (если, конечно, полиция не помешает �� ) . И информацию о движении здесь получить несложно. Достаточно взглянуть на спидометр, который механическим или электронным способом соединен с колесом. Скорость вращения колеса дает нам в конечном итоге скорость, с которой автомобиль движется по дороге.

Но а как же быть с самолетом? Нет ведь в воздухе дорог, по которым можно было бы ехать :-). Единственная среда, с которой летательный аппарат контактирует непосредственно — это воздух. Вот от него-то он большую часть информации о своем движении и получает. Что касается конкретно скорости полета, то вполне понятно, что чем быстрее самолет летит, тем сильнее на него давит встречный воздушный поток (скоростной или динамический напор). Отсюда логично было бы определять скорость полета в зависимости от величины этого давления. Так же как, кстати, и с атмосферным давлением и высотой. Ведь чем выше летит самолет, тем атмосферное давление ниже. О высоте, однако, поговорим в одной из следующих статей, а пока на повестке дня скорость полета.

Читайте также:  Водородные автомобили ТОП-7 моделей на 2019 год Autogeek

Для сбора и обработки такого рода данных на современных самолетах существуют специальные системы. Одно из названий для них — система воздушных сигналов (СВС) .

Работа датчиков такой системы, собирающих данные для определения скорости полета основана на двух уже почтенного возраста изобретениях. Первое — это трубка Пито. Она изобретена в 1732 году французским ученым А.Пито . Он занимался гидравликой, то есть изучал течение жидкости в трубах. Как известно законы гидравлики при определенных условиях вполне применимы для газов, то есть для воздуха. Его мы в дальнейшем и будем иметь ввиду.

Схема классической трубки Пито

Трубка Пито представляет собой L — образную трубку, один конец которой помещен в скоростной (воздушный :-)) поток. Этот поток в трубке тормозится, создавая в ней избыточное давление, по величине которого и можно судить о скорости потока, то есть по сути дела скорости полета, если эта трубка установлена на летательном аппарате. Вобщем-то принцип достаточно простой :-).

Однако здесь надо не забывать еще об одной важной вещи. Все, что находится внутри земной атмосферы, существует в ней под постоянным атмосферным (статическим) давлением. Мы его практически не ощущаем (если, конечно, все в порядке со здоровьем :-)), но оно есть и так или иначе оказывает влияние практически на все физические процессы, происходящие вокруг нас, то есть на всю нашу жизнь. Прямо как в фильме «ДМБ» :-):

— Видишь суслика?
— Нет…
— И я не вижу… А он — есть!

Если серьезно, то то давление, которое мы получаем при торможении воздушного потока в трубке Пито – это так называемое полное давление . Оно, на самом деле, равно сумме двух других давлений.

Полное давление = динамическое давление (скоростной напор) + статическое давление.

Это, между прочим, упрощенное изложение уравнения Бернулли , того самого ученого, о котором мы уже упоминали в статье о подъемной силе. Все правильно, ведь в обоих статьях мы говорим о газовых потоках, а это стихия любого летательного аппарата :-).

Динамическое давление, его еще называют скоростной напор , это то самое давление, которое и дает нам скорость полета. Статическое давление – это наше незаметное (как суслик :-)) давление. И при измерении скорости его обязательно надо учитывать, ведь оно в разных точках пространства может иметь различные значения, особенно с изменением высоты полета, и тем самым оказывать влияние на величину измеренной скорости полета.

Теперь для простоты понимания приведу пару формул. Именно для простоты понимания, хоть это и не в традициях сайта :-). Итак обзовем (как говорил мой преподаватель по физике) полное давление Р , динамическое — Р1 , статическое — Р , скорость полета (потока) – V . И еще нам понадобится такой физический параметр, как плотность воздуха ρ . Я думаю все еще со школы помнят, что это такое :-).

Скоростной напор выражается такой формулой Р1 = ρV²/2.

В итоге мы имеем такое уравнение: Р = Р + Р1 = Р + ρV²/2

Из него очень просто получить искомую скорость полета: V = √((2(Р — Р))/ρ)

Исходя из этого несложного выражения работают все авиационные воздушные (аэродинамические) измерители скорости. Как пример можно привести достаточно простой указатель скорости для малоскоростных самолетов УС-350 .

Указатель скорости УС-350.

Как видите, нам, чтобы определить скорость полета, нужно измерить полное давление потока и статическое давление. Классическая трубка Пито дает только полное давление. Поэтому статику приходится измерять отдельно. Во избежание этого неудобства трубка Пито была усовершенствована.

Это второе изобретение (а точнее усовершенствование) из тех двух, о которых я говорил выше. Его сделал немецкий ученый-физик Людвиг Прандтль , которого даже иногда называют отцом современной аэродинамики. Он объединил измерение полного давления потока и статического давления в одной трубке. Для этого в ней есть одно отверстие в направлении потока для полного давления и ряд отверстий на поверхности, обычно расположенных по кольцу, для статического давления. Оба эти давления обычно отводятся в герметичные емкости, разделенные чувствительной мембраной и уже ее движение передается на стрелочный указатель скорости полета. Вот и все. Все гениальное просто, как известно :-)… Такое устройство называют трубкой Прандтля или Пито-Прандтля . На рисунке: 1 — трубка Прандтля, 2 — воздуховоды, 3 — шкала указателя скорости (УС), 4 — чувствительная мембрана.

Схема работы трубки Прандтля (ПВД).

Работа указателя скорости неплохо показана в этом небольшом ролике.

На современных летательных аппаратах эти устройства получили новое, более простое и правильное название: приемники воздушного давления (ПВД) . Они дают первичные данные в сложный комплекс системы воздушных сигналов. Трубки Пито в чистом виде сейчас практически не применяются. Хотя кое-где в малой авиации они еще встречаются. В комплекте к ним тогда обязательно идут приемники статического давления в виде плиты с рядом отверстий на обшивке летательного аппарата.

Трубка Пито под крылом самолета Cessna 172.

Чаще используются так называемые комбинированные ПВД. Они по конструкции представляют собой типичные трубки Прандтля. Эти устройства обязательно снабжаются мощной системой электрического обогрева, так как небольшие отверстия для замера давлений при обледенении самолета вполне могут быть закупорены льдом, что, конечно, может помешать их корректной работе. На стоянках приемники воздушных давлений закрываются специальными заглушками или чехлами для исключения попадания посторонних предметов и грязи в отверстия.

Типичный ПВД современного самолета.

Приемник воздушного давления на СУ-24М (цифры 1 и 2).

Все данные, выдаваемые ПВД, как я уже говорил, в итоге передаются на стрелки специальных приборов – указателей скорости полета . Они довольно разнообразны, как разнообразны и определения для скоростей полета летательного аппарата. Ведь он передвигается не только относительно земли, но и относительно атмосферы, которая сама по себе среда очень нестабильная.

Итак, скорости летательного аппарата .

Воздушная скорость (самая важная :-)). Она делится на два вида:

Истинная воздушная скорость ( True Airspeed ( TAS ) ) и Приборная воздушная скорость ( Indicated Airspeed ( IAS ) )

Приборная скорость – эта та скорость, которую летчик видит в своей кабине на приборе-указателе скорости. Она используется для пилотирования летательного аппарата непосредственно в данный момент времени.

Истинная скорость – это фактическая скорость полета самолета относительно воздуха. Она используется для навигации. Зная ее, например, рассчитывается время прибытия в конечный пункт маршрута и возможные при этом отклонения. Измерить эту скорость обычно невозможно. Она рассчитывается с использованием приборной скорости, давления воздуха и его температуры. При этом учитываются погрешности указателя приборной скорости. Они всегда есть, как у любого измерительного прибора на нашей земле :-). Эти погрешности (или ошибки) бывают:

Инструментальные . Возникают из-за несовершенства и особенностей изготовления самого прибора.

Аэродинамические . Это ошибки, возникающие при замере статического давления. Обусловлены конструкцией самолета, местом расположения датчиков и скоростью полета.

Методические . Эти ошибки обусловлены тем, что каждый указатель скорости рассчитывается и тарируется под определенные условия. В физике такие условия называются нормальными . Это когда атмосферное давление равно 760 мм рт.ст. , а температура воздуха 15° С . Но на самом деле с подъемом на высоту эти условия меняются. Меняется и плотность воздуха и следовательно скорость, которую показывает прибор, то есть приборная. С подъемом на высоту приборная скорость всегда меньше истинной. Они равны только при нормальных атмосферных условиях. Все эти погрешности учитываются в виде поправок при навигационных расчетах.

Читайте также:  Как правильно пользоваться штангенциркулем видеоурок измерения параметров внутренних и наружных пове

Путевая скорость (Ground Speed ( GS )). Это скорость летательного аппарата относительно земли. Она рассчитывается на основании истинной скорости с учетом скорости ветра и используется при решении навигационных задач.

Крейсерская скорость . При этой скорости величина отношения потребной тяги к скорости полета минимальна. То есть летательный аппарат на этом режиме максимально экономичен при сохранении скорости, достаточной для выполнения задачи. Крейсерская скорость обычно равна 0,7-0,8 от максимальной. На ней выполняются долговременные полеты по маршрутам.

Вот пока, пожалуй, и все. Однако в завершение скажу об одной важной детали. Говоря в этой статье о воздушных потоках и скоростях, мы имели ввиду скорости до 350-400 км/ч. Дело в том, что начиная с этих скоростей проявляется новый эффект воздушного потока – сжимаемость . Она порождает новую методическую ошибку в измерении скорости, которую тоже надо учитывать. Влияние сжимаемости с ростом высоты и скорости полета растет, переходя в эффекты сверхзвука. Но скорость полета на сверхзвуке, трубка Пито на этом режиме и другие приборы измерения скорости — это уже тема следующей статьи…

До новых встреч :-)…

P.S. В заключении предлагаю вам посмотреть дополнительный ролик, рассказывающий о трубках Пито и Прандтля.

74 Комментариев: Скорость полета самолета и трубка Пито.

Вопросы до сих пор есть, а статья в полной мере не раскрывает вопрос — почему существуют столько разных скоростей? Попробую восполнить пробел, тем более время есть (исторический карантинный месяц 30 марта -30 апреля 2020 г))). Не буду повторять статью, а лишь дополню ее.

Полета самолета определяют 5 скоростей. Пилот имеет на борту первую скорость из этой цепочки, а ему нужна пятая по счету.

IAS — получается на борту как разность давления (см. статью). Поскольку прибор как любое механическое устройство имеет свою погрешность (зазоры, трение и пр.), то его показания надо корректировать, и получается IAS*=IAS+dVпр. Однако, механика стала сверхточной, приборы подешевели и доступны всем, от дешевых самолетов до самых дорогих, то в последних нормах лётной годности эта поправка строго нормирована, не более от 2 до 5 км/ч, то все приборы и показывают скорость с этой точностью, и приборную поправку можно больше не учитывать, используя просто IAS. Именно эта скорость записана в РЛЭ, по ней и пилотирует самолет пилот. Но есть особенность — это очень «грязная» скорость. Видя на приборе скорость 500 км/ч, это вовсе не означает, что самолет каждый час пролетаете 500 км. Подробности ниже.

CAS — calibrated airspeed, или индикаторная земная скорость. Любое тело летящее в воздухе создает вокруг себя поле давлений, или по-простому — ударную волну (это если уж со сверхзвуковой скоростью). А у нас есть ПВД и мы им измеряем давление. Для дозвукового самолета искажение поля давления распространяется на 1…2 характерных размера объекта (очень условно и примитивно, но примерно так). Например, у моего самолета хорда крыла 1,3 м, а искажение поля статического давления перед крылом распространяется на 2 м. Штанга же ПВД расположенная в носке крыла имеет длину 0,75 м (а длиннее нельзя — сломается, или делать ее из чугуна). Конечно же статическое давление измеряется с искажениями. К тому форма поля статического давления зависит от положения закрылков и угла атаки (а те в свою очередь — от скорости полета, массы самолета, и понеслись по всему учебнику…). Чтобы это учесть, в лётных испытаниях определяют «вранье ПВД», искажение измерения статического давления, и потом приборную скорость IAS корректируют (калибруют) — добавляют аэродинамическую скоростную поправку ПВД: CAS = IAS + dVа.

EAS — индикаторная скорость. Если самолет летит быстрее 400 км/ч, то воздух начинает проявлять эффект сжимаемости, что тоже влияет на измерения. По спец.таблицам для любой высоты и скорости полета можно посмотреть поправку на сжимаемость и добавить ее: EAS = CAS + dVсж. Если скорость полета меньше 400 км/ч, то сжимаемость не учитывается — EAS = CAS, соответственно. Пересчитывая IAS в CAS или EAS уже можно сравнивать характеристики конкретного самолета на разных режимах полета: даже если IAS будут разные, но CAS/EAS одинаковые, то и аэродинамические характеристики самолета одинаковые. Именно в этих скоростях записаны все нормы летной годности, по которым проектируют самолеты. Например, у самолета определили скорость сваливания, Vs = 113 км/ч, то если повторять режим сваливания на этом самолете с разными приборами и разными ПВД на разных скоростях, то IAS конечно же будет разной, но самолет сваливаться будет на одной и той же CAS/EAS, что и требуется.

TAS — истинная скорость. Скорость в невозмущенном воздухе без ветра (поэтому в русс. есть еще синоним — воздушная, вносящий не мало путаницы. Ведь все приведенные здесь скорости, кроме последней — воздушные). Поскольку самолет летает в реальной атмосфере, на разной высоте и при разной погоде, то температура и давление всегда разное, в разных комбинациях. Но аэродинамики и нормы лётной годности пользуются только стандартной атмосферой МСА, где стат.давление отсчитывается от стандартного, от 760 мм рт.ст. при +15°С. Стало быть, чтобы сравнивать характеристики самолета с нужно пересчитывать IAS в скорость на высоте полета.
Все очень просто — нужно сравнить плотность воздуха на высоте полета Rн (зная температуру и давление на этой высоте) с плотностью стандартной атмосферы у земли Ro (+15/760) и добавить эту поправку к скорости: TAS = EAS (CAS) / SQRT (Rн/Ro). Именно по этой скорости делают расчет самолета аэродинамики, и продувают аэродинамические модели в своих трубах.

А еще эту же скорость TAS используют штурманы в расчетах. Зная скорость и направление ветра U, векторно складывая ее с TAS получают путевую скорость W или GS, скорость движения самолета относительно земли.
GS — путевая скорость, и она единственная во всей цепочке — уже не воздушная. Нанося ее вектор на карту можно рассчитать время полета и проходимое фактическое расстояние на данной высоте и при данном ветре. Что-то изменилось — считай всю цепочку заново. Вот такой длинный путь от цифры на приборе в кабине пилота до линии на карте штурмана. Поэтому то раньше и были штурманы в экипаже!

Сейчас уже заканчивают свою жизнь доплеровские измерители скорости и сноса (ДИСС), зато на каждом самолете стоят GPS/GLONASS, которые сразу же выдают и вектор путевой скорости (ФПУ или TRK) и ее величину (GS). А чтобы следить за безопасной скоростью в полете и не напрягать пилота расчетом или розыском в РЛЭ по таблицам нужной скорости на самолетах ставят вычислители воздушной скорости, в которые уже введены данные о всех поправках ПВД/сжимаемости, текущей массе самолета, получают текущие данные о забортной температуре и давлении, о давлении и температуре на аэродроме посадки, о конфигурации самолета. Вычислитель ежесекундно рассчитывает опасные CAS/EAS для конкретной ситуации, потом переводит в IAS и рисует красный сектор на электронном указателе скорости, за который пилоту и автопилоту заходить нельзя. Пилот же как и раньше продолжает пилотировать самолет глядя на IAS.

Вот так сегодня разорвалась 100-летня цепочка вычислений воздушных скоростей самолета… Но физика процесса — не изменная.

Интересно, а почему нельзя производить корректировку скорости в воздухе, используя сигналы GPS?

Ссылка на основную публикацию
Сколько электричества потребляет кондиционер
Сколько энергии потребляет кондиционер в час, месяц Приобретая бытовую технику, в том числе и кондиционер, все чаще люди начинают интересоваться...
Сколько масла заливать в УАЗ «Буханка»
УАЗ Буханка масло для двигателей какое и сколько лить Сегодня можно услышать много разных названий одного из самых старых детищ...
Сколько масла и жидкостей заправлять в Ниссан Икстрейл (Т32) Поломки и достоинства авто
Техническое обслуживание Ниссан Х-Трейл - Файн Авто Техническое обслуживание Ниссан Х-Трейл Т31 Стоимость ТО для Ниссан Х-Трейл Т31 ТО 15,...
Сколько электроэнергии потребляет кондиционер 4
Сколько энергии потребляет кондиционер в час, месяц Приобретая бытовую технику, в том числе и кондиционер, все чаще люди начинают интересоваться...
Adblock detector