Скальный ковш экскаватора – внимание к деталям Журнал «Автосила»

Ковши для экскаваторов особенности выбора и эксплуатации

При покупке экскаватора часто возникает вопрос о вместимости ковша. Зачастую производители техники предлагают в качестве опции рабочее оборудование с разным объёмом. И тут не все понимают, как его считать.

«Недавно был случай в Беларуси, когда клиент возмущался, что объём ковша ему поставили меньшего размера, чем он заказывал. Раньше он работал на экскаваторах ЭКГ, где объём учитывают по кромке ковша, так как он прямоугольной формы. Как ящик. А вообще все производители указывают объём ковша именно с «шапкой». Наиболее распространённый момент – это уклон «шапки» 1:1.

То есть, если вы посередине ковша проведёте линию вверх, то расстояние от края до этой середины будет таким же до верхней точки «шапки», — объясняет руководитель отдела поддержки продаж Volvo CE Михаил Авдеев.

Собственно, объём ковша экскаватора регламентирован стандартом ISO 7451. Но об этом часто забывают те, у кого в парке различные виды техники. Например, для погрузчиков объём считают по-другому, то есть уклон шапки составляет 1:2 за счёт большей ширины самого ковша. Михаил Авдеев оговаривается, что есть редкие виды экскаваторов, для которых объём считают по такому же принципу.

К слову, коэффициент заполнения ковша зависит от материала, с которым будет работать экскаватор. Например, при загрузке ковшом скальной породы или щебня он будет наполнен примерно на 100%. А вот песок, гравий и грунт с «шапкой» будут вмещать 105-120% от объёма.

«Если вы выберете слишком большой ковш для работы с материалом, который имеет большой коэффициент заполнения, то машина будет сильно перегружена. Соответственно, оператор будет медленнее работать. А если вы выберете широкий ковш для плотных материалов, например, гранита, оператору будет очень сложно наполнять его и стандартный цикл погрузки машины замедлится», — предостерегает Михаил Авдеев.

Он указывает и на ещё одну особенность работы. У тяжёлых экскаваторов 70-90 тонн ширина ковша может превышать ширину кузова шоссейного самосвала. Что при загрузке может вызвать просыпание материала.

Как выбрать ковш?

Все производители экскаваторов в брошюрах указывают таблицы грузоподъёмности. В них легко увидеть точку наименьшей устойчивости для понимания предельного веса материала, с которым предстоит работать. Как поясняют специалисты Volvo CE на примере модели EC250DL со 6-метровой стрелой и 3-метровой рукоятью, минимальная допустимая грузоподъёмность определяется на высоте 1,5 м на максимальном вылете стрелы поперёк тележки. При противовесе в 5 тонн она равна 3,6 т, но это без учёта веса ковша.

Допустим, экскаватор будет работать с мокрым песком. Его плотность составляет 1,9 т на кубометр. При выборе ковша нужно посмотреть не только его ёмкость, но и вес. Этот параметр вычитаем от грузоподъёмности на максимальном вылете. К примеру, для ковша объёмом 1 320 кубометров и массой 1 217 кг получаем результат: 3 600 – 1 217 = 2 383 кг. Далее плотность материала умножаем на объём ковша, в нашем случае, это 1 320 х 1,9 = 2 508 кг. Таким образом, этот ковш не подойдёт, иначе экскаватор может перевернуться.

Другой параметр, на который нужно обратить внимание, — радиус копания. При его увеличении вырывное усилие снижается. Михаил Авдеев напоминает, что у экскаваторов с быстросъёмными устройствами, особенно универсальными, радиус будет максимально возможным. А это скажется на сложности работы с плотными материалами.

Немаловажна и ширина режущей кромки ковша. Ведь при работе с плотным грунтом широким ковшом сопротивление врезанию кромки будет выше. Соответственно, работа будет идти в медленном темпе.

«Большая ширина создаёт избыточное усилие на рабочее оборудование экскаватора: ковш, стрелу и рукоять. И много случаев было, когда клиенты устанавливали неправильный тип ковша, что через несколько тысяч моточасов приводило к появлению трещин на стрелах. Также дополнительное усилие при выемке грунта ведёт к увеличению расхода топлива», — делится эксперт по технической поддержке Volvo CE Александр Штин.

Принятые обозначения ковшей

GP – это ковши общего назначения. Их хорошо задействовать для работы с материалами плотностью до 1 800 кг/кубометр.

HD – это ковши усиленные. Они могут справляться со скальником, гравием и другими материалами плотностью до 2 100 кг/кубометр.

Читайте также:  ГАЗ-2705 (ГАЗель-Бизнес) цена и характеристики, фотографии и обзор

Скальный ковш экскаватора – внимание к деталям

текст: Алексей Пахомов, фото: пресс-служба компании «Традиция-К»

Конструкция ковша за последние десятилетия существенно не изменилась, и процесс производства на первый взгляд кажется простым и несложным. Но если вы хотите получить по-настоящему хороший ковш, то к выбору технических характеристик следует отнестись внимательно.

Карьерные экскаваторы, работающие на добыче горных пород, имеют крайне высокие требования к производительности работ. Это касается и фронтальных погрузчиков, работающих в аналогичных условиях. Оригинальные ковши, поставляемые вместе с машиной, идеально подобраны изготовителем по кинематике и массе. Они имеют максимально высокую заполняемость, в них учтены все нюансы, но стоят они довольно дорого. Если же обратить внимание на сторонних производителей ковшей, то небольшие отклонения в геометрии ковша могут привести к негативным последствиям:

  • Снижение заполняемости ковша и, как следствие, падение производительности на 10–20%.
  • Избыточный износ коронок, режущей кромки и упоров.
  • Неравномерные нагрузки на сварные швы и в результате быстрый выход оборудования из строя.

Вывод очевиден: ковш, а особенно карьерный, должен быть продуман до мелочей, исходя из конкретной модели экскаватора и поставленных задач. Компания «Традиция-К» является официальным дистрибьютором московского Технопарка «Импульс». Данный завод-изготовитель имеет богатую базу чертежей оригинальных экскаваторных ковшей различных видов, а также ковшей фронтального погрузчика.

Производство сертифицировано по программе «Hardox in my body» шведским концерном SSAB, так как использует в своих изделиях износостойкие стали Hardox и обеспечивает стабильное качество продукции с сохранением уникальных свойств шведских сталей (сварка по специальной технологии). Усиление ковшей пластинами из Hardox значительно увеличивает срок эксплуатации ковша, при этом его масса увеличивается незначительно.

Другой вариант, который часто встречается у российских производителей, – это утолщение легированными стальными пластинами, что неизбежно приводит к дополнительному увеличению массы ковша. Последствия довольно разрушительны: избыточная нагрузка на рабочие органы базовой машины и гидроцилиндр ковша и их преждевременный выход из строя.

Именно поэтому рекомендуется приобретать ковши, усиленные шведской сталью Hardox. Эта сталь имеет крайне высокие показатели твердости, вязкости и свариваемости одновременно, что является уникальным сочетанием:
Высокая твердость обеспечивает износоустойчивость и стойкость к деформациям.
Высокая ударная вязкость гарантирует стойкость к растрескиванию.

Высокая свариваемость сводит к минимуму проблемы со сварными швами.
Внимательно стоит подойти к выбору расходных материалов ковша, а именно к зубьям/коронкам, адаптерам, ножам и защите. Это важно, ведь часто комплект коронок, особенно на карьерный ковш, стоит весьма дорого. Такие затраты могут быстро свести к нулю первоначальную выгоду от приобретения более дешевого ковша.

Ключевые игроки расходных материалов на рынке карьерных ковшей – это Esco, Hensley и MTG. Приобретая ковши с зубьями этих брендов, вы можете быть уверены в их качестве, отсутствии дефицита на них и приемлемой цене.

В производстве ковшей, как и в любом другом деле, есть свои секреты. Мы раскрыли их перед вами, чтобы ваш выбор стал более грамотным и вы приобретали только качественные заводские ковши, оптимально решающие любые ваши задачи.

Помедленнее, пожалуйста!

Со стороны может показаться, что ковш экскаватора — изделие простое: большая металлическая лопата с зубьями, никаких хитростей! Однако производители этого оборудования могут часами рассказывать об особенностях его устройства.

Многолетней опыт работы экскаваторов, тесты, замеры и испытания выявили элементы ковша, которые в процессе работы практически не страдают от контакта с грунтом, а также те, которые принимают удар на себя. Исходя из этих данных и создаётся ковш: для разных его частей используются разные материалы, используется специфическая защита.

Режущая кромка ковша — один из элементов, подверженных наибольшему износу.

Работа с этой частью ковша — целая наука. Задача, разумеется, одна — увеличить интервалы обслуживания и из-бежать незапланированных простоев экскаватора вследствие ремонта оборудования.

«Основной составляющей износа является абразивное воздействие грунта на режущую кромку навесного оборудования карьерной техники. Твёрдость грунта, из-за наличия в нём кремния, составляет порядка 1000 ед. по Викерсу, в то время как большинство металлов, применяемых для изготовления режущей кромки, имеют твёрдость 300-400 ед.

Самые высокие показатели — это 600 ед.

Очевидно, что при многоцикличной нагрузке режущая кромка будет подвержена истиранию», — объясняет инженер-конструктор ООО «УгольМашСервис» Илья Деблов.

«Конструкция ковша ведь геометрически понятна: если взглянуть на то, как ковш входит в породу, очевидны его элементы, которые в наибольшей степени подвержены истиранию.

Читайте также:  Оформить автокредит в Тинькофф банке условия и отзывы

На эти участки ставится дополнительная защита, которая является расходным материалом», — добавляет начальник отдела маркетинга машиностроительной группы «КРАНЭКС» Сергей Комолов.

Особый подход

Разумеется, владельцы техники заинтересованы в том, чтобы элементы машины, пусть даже и расходные материалы, ходили как можно дольше. Производители серьёзно подошли к вопросу режущих кромок, и сегодня есть несколько типовых решений повышения износостойкости ковша.

Главную роль, конечно же, отдают качеству металла, который используют для изготовления режущих кромок.

Обычные конструкционные стали не годятся — их ведь разрабатывали для совершенно иных условий работы. Ещё со времён СССР для создания режущих кромок применяли стали с высоким содержанием углерода. Эксперты отмечают, что по твёрдости претензий к ним нет, но вот под воздействием низких температур — а российские месторождения нередко находятся именно на сервере — стали становятся хрупкими.

Говоря о современных материалах, эксперты, как правило, называют шведскую сталь Hardox либо её аналоги. Причём, аналоги должны быть европейскими, китайские стали доверия не вызывают. Важно, чтобы твёрдость материала составляла от 400 до 600 НВ.

«Это класс сталей, разработанных специально для использования в качестве режущих кромок и защитных элементов ковшей. На данный момент они обладают лучшими характеристиками, и именно их используют в своём производстве лидеры индустрии.

Стоит отметить, что ковши их этих сталей при сохранении всех эксплуатационных характеристик имеют более низкий вес, что в целом увеличивает ресурс базовой машины. Данный тип сталей приобретает свои свойства за счёт химического состава (пакета присадок) и особой технологии закалки», — подчёркивает руководитель направления ООО «Компания Традиция К» Алексей Пахомов.

«Сталь Hardox имеет гладкую молекулярную структуру из-за наименьших долей вредных компонентов. При использовании данной стали уменьшается риск образования самого опасного вида трещин — микротрещин. Наша компания работает только с этим материалом», — согласен технический директор ООО «Решке рус» Антон Шагин.

Дополнительная броня

Но одним грамотным выбором стали дело не ограничивается.

Специалист «УгольМашСервис» наглядно продемонстрировал, что даже самая твёрдая сталь уступает грунту, с которым экскаватору приходится работать. Поэтому специалисты дополнительно усиливают режущую кромку дополнительной защитой в виде накладок из высокопрочной стали, межзубьевой защитой, скальными адаптерами и коронкамии.

Все эти защитные элементы являются сменными — за счёт этого упрощается обслуживание ковша.

«Увеличение твёрдости всей режущей кромки нецелесообразно ввиду увеличения, как её цены, так и увеличению хрупкости.

В связи с этим на режущую кромку устанавливаются сменные зубья и межзубьевая защита. При необходимости дополнительно устанавливаются футеровочные пластины из износостойкого металла.

Зубья ковша увеличивают сосредоточенную нагрузку на грунт, что облегчает копание»,— рассказывает Илья Деблов.

Эксперт уточняет, что даже материалы, которые применяются для изготовления зубьев, подвержены абразивному износу при контакте с грунтом.

«Износ зуба и несвоевременная его замена приведёт к постепенному износу самой режущей кромки. Истирание рабочей поверхности приведёт к деформации посадочных мест под установку зубьев, что в свою очередь ведёт к разбалтыванию крепления и последующему излому зуба»,— предупреждает специалист «УгольМашСервис».

«Зубья ковша разрыхляют грунт и облегчают внедрение ковша, минимизируя износ режущей кромки. Залогом надёжности для зубьев являются коронки.

Наши специалисты используют шведские коронки COMBI. Ресурс коронки зависит от массы самой коронки: масса коронок COMBI превышает массу аналогов, что и способствуют большему сроку службы данных коронок. Кроме высокой износостойкости, коронки отличаются индикатором износа, предупреждающим поломку деталей, что также значительно уменьшает вероятность износа режущей кромки.

На ковши для техники от 120 тонн, работающей на горно-обогатительных комбинатах, наша компания устанавливает литые режущие кромки компании СQMS, удачно прошедшие испытания в России. За счёт их эксплуатационных характеристик увеличивается срок службы ковша, соответственно уменьшается стоимость и время обслуживания», — рассказывают о своём опыте Антон Шагин.

Ручная работа

Понятное дело, что в процессе эксплуатации материал истирается, и рано или поздно возникает необходимость замены конструктивных элементов.

Но есть ещё и такое явление, как возникновение трещин на режущей кромке. Здесь вопрос уже не к производителю оборудования (в очень редких случаях причиной могут стать ошибки в отливке стали), а к специалистам, его эксплуатирующим.

«Причиной быстрого износа ножа (режущей кромки) может стать неправильная эксплуатация. Очень важно подбирать ножи в соответствии с определённым характером грунта и для различных климатических условий. Например, твердосплавные ножи отлично убирают снежный покров, а для «ударных работ» в карьере хорошо подойдут скальные ножи (усиленные)», — комментирует директор компании-производителя ножей отвала ООО «Азимут» («ЗиМ») Оксана Камальдинова.

Илья Деблов отметил ещё и возможные климатические факторы износа элементов оборудования.

«Под влиянием погодных условий — дождя, снега — происходит окисление металла. При перепаде температур вода замерзает и снова тает, а это приводит к увеличению количества и размера микротрещин в металле. В целом условия Крайнего Севера — для техники непростые. Увеличивается хладнохрупкость металла. В условиях вечной мерзлоты особое внимание стоит уделять подготовке забоев к буровзрывными работами для облегчения копания»,— отмечает специалист.

Мнение

«В каталоге нашей компании большой ассортимент ножей, зубьев и стоек для отечественной и импортной спецтехники, из различных видов сталей.

Читайте также:  Что такое сопротивление качению шин - все про топливную экономичность резины

Есть бронированные ножи, твердосплавные ножи, резцовые ножи, перфорированные ножи и ножи с наплавкой из сормайта.

Каждый из них произведён с термической обработкой на высокотехнологичном оборудовании.

Техническая грамотность наших специалистов позволяет потребителю сориентироваться в выборе оптимального ножа для тех или иных видов работ и сделать правильный выбор» — Оксана Камальдинова, директор ООО «Азимут».

«Срок службы режущей кромки во многом зависит от мастерства машиниста экскаватора: копает ли он рукоятью, подворачивает ли стрелу — эти нюансы имеют значения. Да и вообще, мне доводилось видеть, как ковш используют в качестве стенобитного орудия, о каком продолжительном сроке службы тут можно говорить», — подчёркивает Сергей Комолов.

«Довольно часто причиной поломки режущей кромки является нарушение правил эксплуатации оборудования, а также проведённый ранее некачественный ремонт — без соблюдения технологий и при использовании материалов, не подходящих для высоких нагрузок на излом, разрыв или трение»,— уточняет Алексей Пахомов.

Региональный менеджер MTG в СНГ, Монголии и Финляндии Вилле Хяккинен объяснил, что значит «неправильный ремонт». Когда потребитель пытается решить задачу самостоятельно, он порой не учитывает специфики работы со сталью, и в результате — элемент ковша получает повреждения.

«Например, угольный разрез, температура на улице — минус 15 градусов. Если производить сварку без нагрева, без подготовительных процедур, то металл может потрескаться. Поэтому имеет смысл обращаться к производителям, как минимум, за советом.

Наши партнёры из компании «Профессионал» дают такие консультации своим клиентам: выдают соответствующий документ, где прописан температурный режим, как его измерять, как производить процесс сварки и так далее.

Есть возможность воспользоваться услугами мобильного сервиса – это особенно актуально, когда речь идёт о дорогостоящем оборудовании», — рекомендует специалист.

Мнение

«Современные износостойкие стали хорошо свариваются, однако для этого необходимо чёткое соблюдение всех технологических нюансов. Ремонт ковшей представляет собой замену изношенных элементов на новые. В некоторых случаях эти работы можно осуществить прямо на объекте, в других — необходимо везти оборудование в сервис. Специалисты нашей компании выполняют работы как в стенах сервисного центра, так и на объекте заказчика»- Алексей Пахомов, руководитель направления ООО «Компания Традиция К».

Ремонтировать или менять?

И классический вопрос владельцев техники: менять элемент, который по большому счёту, является расходным материалом, или есть возможность «подлатать» кромку, увеличив срок её службы?

Эксперты говорят, что всё определяется на месте, и главное слово за механиком, ответственным за работоспособное состояние техники. Если обнаружены дефекты, к «больной кромке» приглашается специалист по ремонтам.

В основе диагностики — визуальный осмотр: выявляются деформированные и изношенные элементы, трещины, сколы. Специалист составляет ведомость дефектов, на основе которой разрабатывается технологическая карта ремонта, в которой описываются материалы, операции, сроки выполнения.

После согласования двумя сторонами данной ведомости приступают к ремонту.

Режущую кромку очищают от грязи; трещины разделывают, заваривают, зачищают. Заменяют изношенные зубья, срезают и устанавливают новые футеровочные пластины. После завершения ремонта работа принимается механиком.

«Если на режущей кромке появилась трещина, можно попытаться её отремонтировать. Для этого трещину нужно раскрыть, сварить, а потом зашлифовать. Кроме сварки никаких способов решения проблемы не существует», — уточнил Вилле Хяккинен.

«Целесообразность ремонта определяется исходя из отношения цены новой режущей кромки к затратам, повлекшим как сам ремонт, так и простой оборудования в год. Если годовые затраты превышают стоимость новой режущей кромки, необходимо режущую кромку заменить на новую», — подытоживает Илья Деблов.

Ссылка на основную публикацию
Система дистанционного запуска двигателя Renault Start
Российский Duster получил дистанционный запуск Renault Start У российских дилеров Renault в продаже появился Duster c системой дистанционного запуска двигателя,...
Сигнализация Старлайн полная инструкция к системе, ее особенности, пошаговая установка и советы по н
Что означают кнопки на брелке сигнализации Старлайн и Шерхан Одним из основных элементов управления современной двусторонней охранной системы является брелок...
Сигнализация Томагавк (Tomahawk) TW-9010 инструкция по эксплуатации брелка, настроить автозапуск, пр
Сигнализация tomahawk 434mhz frequency инструкция - Файловый портал Транскрипт 1 Сигнализация с автозапуском tomahawk 434mhz frequency инструкция >>> Сигнализация с...
Система зажигания описание,принцип работы,устройство,фото,видео
Принцип работы и устройство системы зажигания автомобиля Система зажигания устанавливается на бензиновые двигатели. Ее главная задача – воспламенить топливно-воздушную смесь...
Adblock detector