Шумоизоляционные материалы «Comfort mat» — Comfort Mat

Шумоизоляция автомобиля 1

В статье описан процесс шумоизоляции автомобиля своими руками

Когда меня ты позовешь,

Боюсь, тебя я не услышу…

(Из песни С. Кузьмина)

При выборе машины, особенно недорогого, наличие и объем шумоизоляции автомобиля редко является определяющим фактором. Но в процессе эксплуатации негативное влияние шумов, вибраций и скрипов в салоне может перекрыть все его достоинства.

Любой автомобиль заключает в себе массу источников шумов разного характера. Если в автомобилях бизнес-класса таким вещам как шумоизоляция автомобиля и комфорт уделяют достаточно внимания, то в более доступных моделях штатной защиты от шума не всегда хватает. Поэтому нередко отзывы владельцев народных авто содержат упреки в недостаточной шумоизоляции автомобиля и наличии «сверчков». Для отечественных машин эта проблема еще более актуальна.

К решению проблемы шумоизоляции авто разработчики подходят с разных сторон. Наибольшее распространение получил метод дополнительной обработки автомобиля специальными материалами для шумоизоляции. Благо сегодня выбор материалов, равно как и фирм, предлагающих провести комплексную обработку автомобиля, предостаточно. Операция эта не сложная технически, но весьма трудоемкая, потому что для такой обработки придется разобрать весь салон и снять все декоративные обшивки. Соответственно цена за обработку всего кузова не всем будет по карману. В зависимости от поставленных задач можно выполнить либо частичную обработку отдельных элементов, либо, наоборот, усиленную обработку всех панелей кузова.

Выполнение шумоизоляции автомобиля представляет собой оклейку поверхностей кузова специальными материалами, различными по своей структуре. Если штатная обработка произведена с должным качеством, без вздутий и отслоений, то дополнительные листы наклеиваются поверх штатных. Если же заводская обработка не прилегает к поверхности должным образом, то ее частично либо полностью удаляют.

Все звуки-раздражители в автомобиле можно разделить на два класса в зависимости от типа источника звука: шумы и вибрации. Так, двигатель, трансмиссия, шины и внешняя среда создают шумы, которые слышны пассажирам в салоне. Вибрации кузовных панелей и деталей отделки салона возникают вследствие передающихся колебаний от систем автомобиля и ударов от неровностей дорожного покрытия. Бороться с ними необходимо комплексно. Для борьбы с каждым типом раздражителей применяются собственные материалы.

Вибродемпферы закрепляются на поверхности с помощью специально разработанных клеевых составов. Как правило, для повышения адгезии перед наклеиванием материал разогревается специальным строительным феном. Разогрев материала при наклеивании также необходим для обеспечения стопроцентного контакта на сложных криволинейных поверхностях. Конечно, перед оклейкой поверхность должна быть протерта и обезжирена.

Принципиально все вибродемпферы схожи, но у каждого производителя есть несколько альтернативных вариантов для обработки одних и тех же кузовных панелей. Сделано это для того, чтобы в зависимости от поставленных задач и марки автомобиля получить наилучший результат. Ведь чем толще материал, тем сложнее установщикам закреплять панели салона на своих местах. Чем масса материала для шумоизоляции авто больше — тем тяжелее придется дверным петлям, что будет актуально в автомобилях с большими дверями подобно ВАЗ-21083 (ВАЗ 2108)

Также при подборе комплекта материала для шумоизоляции автомобиля своими руками следует учитывать температурный режим работы. Так, например, температуры кузовных панелей в автомобиле разные, и если для салона и багажника этим можно пренебречь, то при обработке моторного щита об этом необходимо помнить.

ШУМЫ

Шумы по своей сущности принципиально отличны от вибраций, поэтому шумопоглотители имеют мало общего с вибродемпферами. Принцип работы шумопоглотителя заключается в том, что звуковая волна, попадая в слой материала, переходит из ячейки в ячейку и постепенно затухает. Чем толще будет материал, тем эффективнее будет его работа.

Величина, которая определяет эффективность работы материала для шумоизоляции автомобиля своими руками, называется коэффициентом звукопоглощения. Вычисляется она как отношение поглощенной звуковой энергии к падающей звуковой энергии.

Шумопоглотители внешне очень схожи с поролоном, но поскольку структура поролона принципиально отлична, его использование в качестве шумопоглотителя даст значительно меньший эффект.

Лицевая сторона шумопоглотителей покрывается блестящей пленкой. Ее функции сходны с функциями фольги у вибродемпферов: сохранить материал и не дать проникнуть в него посторонним жидкостям. Из-за своей структуры шумопоглотители подвержены воздействию влаги и других веществ, сопровождающих эксплуатацию автомобиля. Защитная пленка эта теоретически полностью звукопроницаема, в противном случае звуковая волна просто не пройдет внутрь материала.

Для выполнения бескомпромиссной обработки принято использовать несколько слоев материалов, наложенных один на другой: кузов — вибродемпфер — шумопоглотитель — вибродемпфер. Такой «сандвич» можно проложить по полу салона и в районе моторного щита.

Закрепленная согласно всем правилам шумоизоляция автомоибля является и антикоррозийной защитой для закрываемых поверхностей, так как благодаря отличной адгезии не пропустит влагу к металлу. Для достижения наилучшего результата целесообразно обработать антикоррозионным составом металл по периметру наклеенных листов. Если же вы совместите процесс антикоррозийной обработки и наклеивания изоляции, то сможете сэкономить время и деньги, так как процесс разборки-сборки салона не потребуется делать дважды.

От теории к практике или шумоизоляция автомобиля своими руками

Стоит ли тратить на шумоизоляцию средства и силы, каждый решает для себя. Из собственного опыта можем сказать, что, сделав полную шумоизоляцию автомобиля своими руками, вы, безусловно, почувствуете разницу. Но эффект может показаться недостаточным. После нескольких дней эксплуатации обработанного автомобиля аналогичная необработанная машина покажется вам настоящей «погремушкой», и сомнения в целесообразности потраченных средств сразу отпадут.

В ближайших номерах журнала «ПОТРЕБИТЕЛЬ. АвтоДела» будут приведены практические рекомендации по обработке кузовных панелей вибродемпферами и шумопоглотителями, что поможет вам выполнить обработку своего автомобиля и избежать ошибок.

Для обработки автомобилей и нами был выбран материал для шумоизоляции автомобиля своими руками бренда KICX. Причин для этого было несколько. Во-первых, материалы KICX предназначены исключительно для профессиональной установки в условиях студии. Они разрабатывались именно для профессиональных инсталляторов, которые имеют достаточный опыт работы и стремятся к достижению максимального результата. Поэтому встретить их в розничной продаже практически невозможно.

Материалы бренда KICX имеют оптимизированные до реального максимума характеристики. Так коэффициент механических потерь материала EXTREME4, который был отобран для обработки пола салона, моторного щита и частично дверных панелей равен 0,4, что является очень высоким показателем среди подобных материалов.

Более тонкий вибродемпфер EXTREME2 также достаточно эффективен (КМИ=0,28) но при этом его масса более чем в два раза меньше, что очень важно при обработке дверей.

Серия вибродемпферов EXCLUSIVE сравнительно легко закрепляются на поверхностях сложных форм. Причем разогревать их феном при монтаже не требуется, что упростит инсталляцию без уменьшения общего эффекта. Для снижения уровня шума в тестовых автомобилях были использованы шумопоглотители серии ExtraBlock.

УДИВИТЕЛЬНО, НО ФАКТ

Тишина и комфорт в салоне для покупателей автомобилей представительского класса крайне важны. Понимая это, производители помимо совершенствования известных технологий разрабатывают новые. Так, например, один из подходов к снижению уровня шумов в салоне основан на их подавлении с помощью штатных динамиков аудиосистемы. Отслеживая уровень и характер шумов с помощью нескольких микрофонов, система посылает сигнал динамикам, и они выдают сигнал, аналогичный выявленному, но развернутый по фазе. Таким образом два сигнала компенсируют друг друга и уровень шума в салоне значительно уменьшается. Например, по заявлениям разработчиков автомобиля Honda Legend последнего поколения, используя этот метод, удалось уменьшить уровень шума в салоне на 10 дБ!

��Лучшие материалы для шумоизоляции автомобиля на 2020 год

Для того, чтобы автомобиль доставил своему новоиспеченному владельцу максимум удовольствия, все должно быть идеально. Это возможно при условии, если покупка эстетически привлекательна, передвижение комфортно и отсутствуют шумы. Если во время поездки в салоне отчетливо слышны звуки, издаваемые пластиковыми деталями и основными узлами машины, то повод бить тревогу. Подобного рода проблем лишены владельцы элитных марок. Недорогие бренды поступились качеством шумоизоляции для снижения стоимости и тем самым переложили эту проблему на плечи будущих водителей. Результатом стал салон, наполненный различного рода звуками.

В этом случае необходимо задуматься о самостоятельном проведении комплексных мер по улучшению параметра. В интернет-магазинах представлен широкий ассортимент различных материалов, способных справится с поставленной задачей. Каждый из них имеет свои нюансы и особенности использования. Независимо от того, как именно будут выполняться работы (квалифицированным специалистом либо самостоятельно) разбираться в типе материала необходимо.

Ожидаемый результат

Перед тем, как приступить к выполнению поставленной задачи, необходимо поэтапно изучить проблему и разработать меры для ее устранения. Шумоизоляция — процесс затратный, и не хотелось бы после его проведения выяснить, что желаемое не было достигнуто. Вначале необходимо разобраться в природе проблемы. Выделяют:

  • Структурный шум. Причина появления заключается в сильных вибрациях силового агрегата, механизма, трансмиссии и ходовой части. В данном случае проводниками становятся элементы подвески, передающие на кузова и пол.
  • Внешний. Источники — двигатель и трансмиссия, шум проникает в салон автомобиля воздушным путем. Кроме того, причинами выступают покрышки, уплотнители дверей и выхлоп. Многое зависит от качества проработки вышеперечисленных узлов.
Читайте также:  Как сдать на права с первого раза

Для достижения желанной тишины производители предлагают широкий ассортимент товара различного направления. Выбор материла определяет источник доставляющий наибольший дискомфорт.

Есть ли польза?

  1. Возрастает безопасность передвижения. Излишний звук, воздействующий на человека в течении длительного времени негативно влияет на нервную систему. Водитель, находящийся длительное время в салоне, наполненном различного рода посторонними шумами (скрип кузова и пластика, гул от проезжающим мимо машин и др.) отвлекается от дороги и может попасть в дорожно-транспортное происшествие. Опытный владелец, отъездивший не один десяток тысяч километров, не услышит возникшую поломку (стучание стоек амортизатора, изношенные колодки). Задержки в устранении неполадки приводят к ухудшению ситуации.
  2. Комфорт. Снижение шума положительно сказывается на самочувствии находящихся в салоне. Водитель наслаждается поездкой. Проведение работ позволит получить полных спектр положительных эмоций от установленной аудиосистемы и сабвуфера.
  3. Другие преимущества. Используемые материалы защищают кузов от возникновения коррозии. Такой автомобиль прослужит дольше без проведения ремонтных кузовных работ. Холодной зимой материал сохранит тепло в салоне, а летом удержит прохладу от кондиционера.

Какая бывает?

При выборе материала необходимо учитывать их разнообразие и выполняемые задачи. Достигнуть максимального результата возможно при комбинировании нескольких разных направлений.

  • Шумопоглотители.

Наиболее популярный тип изоляции. Они уменьшают уровень шума от дороги и элементов автомобиля. Материал поглощает различные звуки. Покрытие премиум класса глушит до 95% внешних шумов. Многие автомобилисты допускают ошибку, используя только его. Получить максимальный эффект возможно только при комбинировании нескольких типов материала. Основой могут выступать натуральные либо синтетические волоконно-структурные изделия, газонаполненные пластиковые материалы. Шумопоглотители первого типа используются заводом-изготовителем автомобиля. Принято считать, что они имеют наибольшую эффективность, но за счет поглощения влаги быстро приходят в негодность. Такого рода проблем лишен материал на пластиковой основе.

При движении большая часть элементов кузова создает вибрации и шум. Главная задача вибродемпфера — в гашении амплитуды колебаний механических узлов. Звук возникает в элементах вследствие удара о поверхность и последующего его преобразования в вибрации. Для их погашения используют вязкий материал на основе битума, и мастики, накрываемой сверху фольгой. Упругая часть трется об фольгу, и за счет этого механическая энергия превращается в тепловую. Клеевая основа обеспечивает надежное крепление на кузове. Главная характеристика, которой следует уделить внимание — это механический модуль упругости. Кроме того, важен коэффициент механических потерь. Его величина влияет на вес, размеры и эффективность поглощения.

Плотная материя имеющая снизу липкий состав. С его помощью закрывают минимальные зазоры в стыках воздуховодов. Не редки случаи замены мягкими шумоизоляторами и даже обычным поролоном, оконным утеплителем, пластилином и другими похожими решениями. Качественный антискрип долговечен, устойчив к истиранию, переносит негативные воздействия окружающей среды и удобен в использовании. Последнее качество особенно важно, так как используется в труднодоступных местах.

  • Жидкая шумоизоляция.

В основном используется в тех местах, где применение листового невозможно. Как правило, снаружи, это связано с негативным воздействием окружающей среды. Выделяют две большие группы средств: аэрозольные и масляные. Для нанесения последних применяют кисточку, либо шпатель. Данная группа устойчива к температурным колебаниям, сильным химическим и физическим воздействиям.

Все ли части необходимо подвергать обработке?

  1. Капот. Под ним расположен главный источник всех проблем, который способен существенно испортить впечатления от поездки пассажирам и водителю. При проведении работ необходимо помнить, что невозможно полностью устранить шум мотора. Главная задача заключается в максимальном снижении его уровня и утеплении при наступлении холодов. При выборе изолятора для капота особое внимание необходимо уделить весу. Иначе в сжатые сроки амортизаторы придут в негодность. Немаловажный фактор — это отсутствие, либо наличие шумоизолятора, установленного на заводе. При отсутствии отдают предпочтение изоляторам толщиной не менее 15 мм.
  2. Двери. Элемент с наибольшей площадью, основной источник шума. Изготовлен из тонкого металла и имеет низкий уровень изоляции. Практически не являются преградой для звука. Шумоизолятором покрывают максимально возможную площадь внутри. Антискрипом обрабатывают элементы для устранения любого рода звуков.
  3. Крыша. Цель работ избавить владельца от стука по ней во время дождя и устранить гудение при езде на высоких скоростях. Используют легкий изолятор, чтобы избежать смещения центра тяжести. После установки обшивка потолка должна стать на прежнее место без каких-либо трудностей.
  4. Пол. Вибрации подвески, камни, ударяющиеся об дно, это и многое другое выступает причиной появления шумов. Рекомендовано для этого использовать два слоя тонкого вибродемпфера.
  5. Багажник. Устраняет звуки, идущие с задней части автомобиля (гул при ускорении, удары о камни, ветки, движение перевозимого груза и др.) и улучшает акустику. Поверхность покрывают вначале виброизолятором и затем антискрипом.
  6. Колесные арки. Не заслуженно обделены внимание многими автолюбителями. При движении они передают вибрации от колес, всему кузову. Для проведения работ необходимо снять стационарные подкрылки и после комплексной очистки от грязи установить вибродемпфер и обработать антигравием.

Как выбрать?

Для достижения максимально эффективного результата необходимо правильно подобрать материал. Для этого учитывают ряд факторов:

  • Удельный вес. Глушение вибрации осуществляется за счет гибкости и конструкции волокон. Высокая эффективность невозможна, если покупаемый материал будет слишком легким. Принято считать, что толщина армированного алюминиевого виброизолятора составляет не меньше 1 мм. Увеличение данного параметра позволяет нарастить эффективность, но при этом вырастут расходы на монтаж и приобретение.
  • Коэффициент механических потерь (КМП). Его показатели составляют от 10 до 50%.Чем выше величина, тем лучше. Гибкость. Влияет на плотность и качество прилегания к поверхности.
  • Срок службы. Для его определения необходимо изучить гарантию и всю доступную информацию от более опытных автолюбителей.
  • Устойчивость к механическим воздействиям. Качественная шумоизоляция сохраняет форму и качества во время всего срока службы. Это связано с тем, что в местах, где она монтируется механическая деформация практически невозможна.
  • Толщина. Определяется типом и местом использования.
  • Мастика. Если она низкого качества, вовремя прикатки изоляционного слоя возникнут проблемы. Она выдавится. Кроме того, она плохо прилипает и при высоких температурах вытекает из листа.
  • Адгезия. Количество усилий необходимых приложить для качественного сцепления с обрабатываемой поверхностью. Рекомендуемое значение составляет 5 6 Ньютон на квадратный сантиметр. Многие недобросовестные производители в инструкции указывают значение в несколько раз превышающее его. Как правило, это стандартный маркетинговый ход.
  • Фольга. Ее толщина должна быть такой, чтобы было невозможно порвать ее руками. В противном случае возникнут проблемы вовремя прикатки.
  • Удобство монтажа. Речь о том, насколько специфичные необходимы инструменты для проведения работ. От этого зависит, возможна ли самостоятельная установка.

Лучшие материалы для шумоизоляции автомобиля на 2020 год

Шумопоглотитель Премиум класса от известной компании Стандарт Пласт. Яичная структура лицевой стороны рассеивает звуковые волны при открытом монтаже. Если применялся закрытый тип, материал выполняет роль мягкого уплотнителя и вибродемпфера пластиковых элементов кузова. Лавсановая пленка исключает попадание влаги. Монтаж осуществляют на очищенные сухие пластиковые элементы и металлические поверхности с радиусом кривизны до 100 мм.

  • допускается использование в температурном диапазоне от — 40 до +90С;
  • высокий уровень эластичности материала;
  • не вредит здоровью;
  • высокие показатели адгезии;
  • способен сжиматься до 1 мм.
  • 10 листов в упаковке — это слишком много, большинству пользователей для полной обработки хватает 5 шт.

Стильный черный материал с толщиной 1.5 мм применяется для облицовки салона, багажников и в качестве антискрипа. Он представляет собой декоративную ткань на клеевой основе, которая защищена антиадгезионной прокладкой. Допускается использованием в температурном диапазоне от -40 до +60 градусов.

  • 2 слоя;
  • допускается применение в качестве уплотнителя для воздуховодов, обтяжки и проводки;
  • абсолютно безвреден для здоровья человек;
  • не горит;
  • прочность 3 Н/м;
  • самоклеящийся материал.
  • при трении ткань распускается;
  • возможны сложности при устранении пришедшего в негодность материала.
Читайте также:  Расстояние Москва - Алтай 3671 км

Новый виток в развитии предшественника М2. В сравнении с ним, приобрел лучшие физико-механические свойства. Вибропласт представляет собою тисненную алюминиевую фольгу с липким полимерным слоем и антиадгезионной защитой. За счет улучшенного тиснения монтаж на любой тип поверхности не вызовет проблем. Для установки не нуждается в дополнительном нагреве.

  • самоклеящийся материал;
  • выдерживает кратковременное воздействие температур до +190С;
  • рабочий диапазон температур от -45 до +100С;
  • не впитывает влагу;
  • не разлагается.
  • завышенный КМП;
  • высокая стоимость;
  • отсутствует разметка на листах.

Двухкомпонентная жидкая шумоизоляция с антикоррозийными свойствами. Распространяется комплектом из двух элементов, каждый из них герметично упакован. В состав смеси входят жидкая база и отвердитель. Основная область использования днище, колесные арки и пороги. Мастика создает дополнительную защиту от механических повреждений и повышенных нагрузок. Главная особенность заключается в том, что для нанесения не требуется разбирать салон.

  • монтаж доступен новичку;
  • виброактивность снижается на 40%;
  • рабочий диапазон температур от -30 до +100С;
  • высыхает в течение суток;
  • застывает в течение 24 часов.
  • высокая стоимость;
  • опасна для здоровья. Наносить только в защитных перчатках, очках и респираторе;
  • не прощает ошибок. Практически не смывается с одежды и других типов поверхности.

Универсальный звукопоглощающий материал отечественного производства. В его основе лежит специальная марка поролона. Имеет силиконовую защитную пленку и для удобства крепления клеевую основу. Устойчив к загрязнению. Устраняет скрипы соприкасающихся деталей, герметизирует и уплотняет стыки, и швы.

  • вязко эластичный материал;
  • не гниет;
  • уровень звукопоглощения 60%;
  • не имеет запаха.
  • клеевая основа не водостойкая.

Классика, состоящая из фольгированного лицевого защитного слоя и полимерной мастики. Рекомендуется использовать для обработки пола и багажника. Монтаж на поверхности любой кривизны не вызывает сложностей. Используют для вибро и шумоизоляции.

  • КМП 0.41;
  • выдерживает температуры от — 40 до 120 С;
  • высокие показатели адгезии к металлу 8 Н на см2;
  • изготовлено в России;
  • усовершенствованная классическая рецептура мастики, известная потребителю с 2012 года.
  • низкие показатели теплоизоляции, товар себя позиционирует как теплоизолятор;
  • невозможность применения вблизи сильно нагреваемых элементов.

Линейка вибропоглотителей от известного бренда поднимает планку качества на новые ранее недостижимые высоты. Это стало возможным за счет введения в мастику углесодержащих минеральных компонентов. Они повысили ее когезионную прочность. Листы выполнены в классическом черном цвете. На основе из фольги разместили стильный рисунок. Толщина составляет всего 2 мм. При этом потребитель получает продукт, обладающий лучшими показателями снижения шума и вибрации.

  • перед покрытием не нужно дополнительно обрабатывать поверхность;
  • выдерживает температуру до 140 С;
  • возможен монтаж без строительного фена;
  • повышает жесткость кузова;
  • высокие показатели сцепки с сталью и алюминием.
  • высокая липкость требует точности при проведении работ, так как при разъединении возможно когезионное разрушение поверхности.

Изготовлен на основе вспененного полиэтилена, имеет закрытую ячеистую структуру. На нее нанесен липкий слой. Он защищен специальным покрытием с логотипом компании. По принципу действия продукт напоминает оконный стеклопакет. Благодаря наполнению воздухом безупречно справляется с задержкой шума и тепла. Темно-серый цвет гармонирует с общей цветовой концепцией в автомобиле.

  • теплопроводность практически равна нулю;
  • водоустойчивый клеевой слой;
  • эластичный, допускается монтаж на П-образные конструкции;
  • линовка на антиадгезионном слое упрощает крой материала при работе;
  • без запаха;
  • размеры листов допускают работу в ограниченном пространстве;
  • сохраняет свои качества на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля.
  • высокая стоимость.

Выбор материала способного сделать пребывание в автомобиле комфортнее и тише, разнообразен. При устранении шумов, важно не переборщить, так как звуки работы двигателя и прочих узлов послужат индикатором, сигнализирующим о приближающейся поломке. шумоизоляция представленная в топе успешно справляется с задачей. Но окончательный выбор, рекомендуется осуществлять на основе тщательного изучения и анализа отзывов о продукции.

Ещё раз про вибродемпферы

В статье «Термокомпенсированный вибродемпфер» были приведены некоторые обоснования эффективности одновременного применения демпферов разной плотности и жёсткости. Продолжим эту тему, для чего придётся уйти чуть в сторону, и раскрыть некоторые теоретические аспекты звукоизоляции.

Любая металлическая поверхность автомобильного кузова способна как являться источником звуковых волн (вследствие вибрации), так и экранировать то, что направлено на автомобиль извне. Автомобилем мы будем считать герметичное «жилое» пространство салона, а внешними источниками акустического раздражения уличные шумы и звуки, рождённые агрегатами нашего транспортного средства. Они хоть и «наши», но всё равно находятся по отношению к салону вовне, что важно.

Существует наблюдение: экранирующая способность панели прямо пропорциональна её массе. Это часто и называют «законом массы». Сейчас не будем заострять внимание на таких частностях, как пропорциональный вклад в общую звукоизоляцию отражения и внутреннего рассеяния (диссипации), важно лишь, что более тяжёлая конструкция пропускает меньше звука. При этом увеличение массы в три раза даёт примерно двукратное уменьшение проникающего шума. Наклеивая вибродемпфирующие материалы, мы, безусловно, утяжеляем панель, увеличивая таким образом её звукоизоляционную способность. То есть, повторимся: ВДП не только снижают собственные резонансы панели, но и препятствуют проникновению внешнего шума.

Однако существуют условия, при которых экранирующие конструкции перестают работать в своём качестве. Для некоторых частот и углов падения звуковой волны, конкретных для каждой панели, последняя будет акустически прозрачной! Это явление в середине прошлого столетия открыли судовые акустики, экспериментируя со звукоизолирующими кожухами для дизелей. Немного позже Л. Кремер дал явлению теоретическое обоснование, назвав его резонансом совпадения. Суть его в том, что при равенстве фазовой скорости звуковой волны вдоль поверхности экрана (она в данном случае является проекцией на плоскость экрана вектора скорости в падающей волне) и скорости изгибных волн в его материале, звуковая волна проходит полностью, без затухания. Для каждой экранирующей конструкции условия резонанса совпадения будут оригинальными, но они будут. Данный резонанс коварен ещё и тем, что обуславливает не точечное взаимодействие экрана с окружающим звуковым полем, а практически всей его площадью. То есть проявляется на достаточно низких частотах, где звукопоглощение либо невозможно, либо предельно затруднено. С одной стороны, увеличение массы и толщины экрана расширяет его работоспособность в области НЧ, но с другой стороны увеличившаяся жёсткость расширяет границы возможного проявления этого скверного явления – резонанса совпадения (РС).

Частота этого резонанса зависит, прежде всего, от угла падения звуковой волны. Но шумовые волны отличаются от звуковых как раз «рассеянным» характером воздействия. Значит, частотная область проявления резонанса совпадения на шумовом сигнале будет достаточно обширной. И самое важное: данный резонанс находится в прямой связи с изгибной жёсткостью акустического экрана. То есть, чем жёстче конструкция, тем более она уязвима для резонанса совпадения. В этом и парадокс: увеличение массы ведёт к «ужесточению», а оно, в свою очередь, приводит к большей «прозрачности» пластины. И напротив: уменьшение жёсткости сужает спектр резонанса и уводит его далеко в высокочастотную область, где его «разрушительное» действие пренебрежимо мало.

Но это справедливо только для тех случаев, когда нет потерь в самой экранирующей пластине. Мы же ведём речь о заведомо демпфированных ограждающих конструкциях, вопрос лишь в качестве этого демпфирования. Которое, кстати, с некоторой долей условности можно назвать и мероприятием по уменьшению жёсткости! Следовательно, вибродемпфирование способно не только снизить структурные резонансы кузовных панелей, но и увеличить звукоизоляцию вследствие устранения проявлений резонанса совпадения.

Но здесь требуется оговорка: не все демпферы одинаково полезны. Теоретически, для нейтрализации РС требуется покрытие с минимальным модулем упругости, но практически диапазон эффективной жёсткости весьма узок. Не забываем про закон массы: более тяжёлые конструкции при прочих равных колеблются с меньшей частотой и амплитудой, значит, допустим, лист плотной бумаги или картона обеспечит меньше демпфирование, чем равный по площади и толщине лист битума. А такой же стальной лист, имея большую массу, увеличит отражающую способность панели, но и сделает её более прозрачной на частотах РС (жёсткость-то увеличилась!). Эффективное демпфирование – дитя компромиссов, лавирование между различными «патогенными» закономерностями.

Самое время вернуться в практику автомобильной звукоизоляции. Мы уже говорили о том, что демпферы различаются по температурным и частотным параметрам, которые, в свою очередь, находятся в некоторой зависимости от массы и жёсткости материала. Так, лучший на сегодняшний день по соотношению температурный диапазон – коэффициент потерь материал VB-1 фирмы CASCADE имеет довольно высокий модуль упругости, то есть является и самым жёстким из автомобильных демпферов. Прекрасно выполняя функции подавления собственных широкополосных колебаний панели, он не вносит существенного вклада в нейтрализацию резонансов совпадения. И напротив: один из наиболее мягких материалов – Герлен – скромен с точки зрения параметров демпфирования, но РС практически устраняет. Вернее, уводит его в область ультразвуковых частот, что, по сути, то же самое. Какой напрашивается вывод? Простой, очень простой. Тот же, что мы сделали в статье по поводу температурно-частотных характеристик.

Читайте также:  Джипы (кроссоверы) БМВ обзор, фото

В самом деле, многослойные покрытия из материалов с разными физическими свойствами способны быть более чем просто демпфирующими. Можно утверждать, что комбинированные ВДП увеличивают и звукоизолирующую способность панелей кузова. Особенно актуально их применение в местах, где уровень внешнего шума очень велик. Это арки передних и задних колёс (шум качения и работы подвески), моторный щит (шум от двигателя и его агрегатов), центральный тоннель (шум выпускной системы) и задний пол в заднеприводных автомобилях (шум редуктора моста). У внедорожных автомобилей существенными источниками шумов являются ещё раздаточная коробка и бортовые колёсные редукторы (если они, конечно, есть). Причём шум, сопровождающий работу конкретных агрегатов (в отличие от уличного шума) имеет выраженные спектр и направленность. Что, с одной стороны, позволяет выделить и устранить рождённый им относительно узкополосный резонанс совпадения, но с другой – он обычно сильно смещён в область НЧ, а значит требует особых звукопоглотителей, хоть как-то сопоставимых с длиной волны. Лапы вытащишь – хвост увязнет…

Здесь мы подошли к наиболее трудноразрешимой проблеме автомобильной звукоизоляции – подавлению НЧ-составляющих. Можно даже назвать эту проблему извечной, потому что все её решения по определению будут паллиативны и компромиссны. Ибо всё здесь завязано на критически большую длину волны основной области паразитного спектра, выходящую порой за габариты салона автомобиля. Особой актуальностью эта проблема обладает при работе с дизельными автомобилями с их характерным субнизкочастотным рокотом силового агрегата, обусловленной «жёсткой» перекладкой поршня, взрывными процессами в цилиндрах (воспламенение от сжатия!), характерным гулом от системы впуска и ТНВД.

Оставим подробное описание прочих методов борьбы с НЧ-шумом до следующего раза и вернёмся в русло проблем вибродемпфирования. Теория и практика применения ВДП даёт автомобилистам пусть небольшой, но всё же неплохой набор технологических приёмов, направленных именно на ослабление НЧ-колебаний. Прежде всего речь идёт о так называемых жёстких демпферах.

Дело в том, что все ВДП подразделяются на классы, по типу деформации, обуславливающей потери. Всего классов четыре – жёсткие, мягкие, армированные и комбинированные. Первые два «работают» за счёт деформаций растяжения-сжатия, только в жёстком типе они направлены продольно, а в мягком – поперечно. Действие армированных материалов обусловлено сдвиговыми деформациями, а комбинированные в той или иной степени сочетают несколько видов деформаций. Известные нам специализированные автомобильные ВДП безусловно можно отнести к комбинированным, особенно тогда, когда они имеют армирующий фольгированный слой. Как правило, это сочетание сдвиговых деформаций и объёмных поперечных.

Жёсткий демпфер – это некая субстанция, скажем так, сопоставимая по жёсткости с демпфируемой панелью. Если в мягких ВДП разница в модулях упругости достигает нескольких порядков, то у жёстких демпферов эта разница – в пределах одного порядка; хотя, конечно, она тоже очень существенна. Пример: пластина полиуретана или полипропилена (не вспененных!), наклеенная на миллиметровый стальной лист. При простоте и технологичности это совсем не автомобильный метод, так как жёсткие демпферы более-менее эффективно работают только при массе, равной 30-40% от массы демпфируемой панели. Это на тепловозах хорошо применять, на судах…

Но существует двухслойный вариант жёсткого демпфера, где требования к массе снижаются до 10-15%, что становится уже очень интересным. Дело в том, что жёсткие демпферы вообще и двухслойные в частности имеют очень хорошую частотную характеристику при оптимальной добротности.

Реализация принципа жёсткого двухслойного демпфера не так проста и универсальных готовых решений промышленность нам не предлагает. Однако это один из немногих методов в рамках процедуры вибродемпфирования, способный противостоять низкочастотному шуму, проникающему извне или распространяющемуся по структуре кузова. Практическое его повторение при массовой установке аудиосистем вряд ли целесообразно, однако когда речь идёт об эксклюзивных работах (особенно на дизельных автомобилях) его вполне можно взять на вооружение. Относительная трудоёмкость будет компенсирована значительным эффектом.

Выглядит это следующим образом: вибропоглощающий слой наносится не непосредственно на металл, а на некий промежуточный материал с высокой жёсткостью и малой плотностью. Это приводит к увеличению момента инерции вибропоглощающего слоя, его продольные деформации так же увеличиваются в сравнении с покрытием этим же ВДП «голого» металла, значит, возрастают потери. Важно, чтобы в промежуточном слое не возникало сдвиговых деформаций, «развязывающих» панель и демпфер. Потери в ВДП определяются его толщиной, массой и толщиной промежуточного слоя. Последняя оказывает определяющее влияние и на низкочастотность поглощающей конструкции. В первом приближении толщина промежуточного слоя видится сопоставимой с маслом в каше – звукоизоляцию ею не испортишь; чем больше, тем лучше. Но на деле всё оказывается не совсем так или даже совсем не так. Существуют некие предельные толщины для каждого из типов применяемых материалов, выход за рамки которых не имеет никакого практического смысла. Более того: произвольное увеличение промежуточного слоя неизбежно приведёт к деформациям сдвига и лавинообразному снижению эффективности конструкции.

Как бы то ни было, о предельных величинах мы можем рассуждать лишь теоретически. В реальных автомобилях всё очень регламентировано, случается, что и 1,5-2 см являются неразрешимой проблемой. Тогда следует исходить из возможности: сколько дано места, столько и заполнять.

В качестве промежуточного слоя проще всего использовать вспененный полистирол, называемый в народе «пенопласт». (Это верно, но лишь отчасти: пенопластом можно называть любую вспененную пластмассу, тот же пенополиэтилен. Но последний применять в жёстких демпферах нельзя, по той простой причине, что жёстким такой демпфер не будет, да и демпфером он тоже не будет.) Пенополистирол достаточно прост в обработке, из него можно довольно аккуратно вырезать панели, повторяющие даже сложный рельеф. Клеить «пенопласт» можно спеем для карпета или, допустим, неагрессивным резиновым клеем. А вот попытка автора воспользоваться нитроклеем («Моментом») привела к частичному разъеданию материала…

Поверх «пенопласта» наплавляется любой битумный материал. Причём именно наплавляется: разогрев феном следует проводить до сжигания клеевого слоя и пузырения битума. Только так с крупнопористым и хрупким пенополистиролом можно обеспечить хорошую адгезию. Отличным вариантом будет нанесение упомянутого V-Blok VB-1 в 2-3 слоя с промежуточным 12-часовым и окончательным суточным высыханиями. Или же, согласно концепции «жёсткого демпфера», приклеивание 2-5 мм слоя плотного полимера, того же ПВХ или любой другой пластмассы.

Применение описанного покрытия целесообразно в наиболее нагруженных низкочастотным шумом местах – моторном щите под приборной панелью и ногами (причём можно монтировать и со стороны моторного отсека), полу. А так же крыше – там обычно удаётся «выкроить» 2-4 см, а собственные резонансы панелей крыши ещё как низкочастотны! В общем, всё определяется не желанием, а возможностью, наличием свободного места. Потому и не даётся рекомендаций по оптимальной толщине – в современном автомобиле их всё равно не получится реализовать.

Интересный вариант предложил в частном разговоре с автором инженер-акустик ивановской фирмы Стандартпласт Дмитрий Щёголев: обычный упаковочный гофрокартон, намазанный с одной стороны слоем битумной мастики. Сам гофрокартон, конечно, не совсем отвечает заданным параметрам жёсткости, но соотношение её с массой вибропоглощающего слоя таково, что конструкция будет работать! Эта рекомендация предназначена тем, кто хочет быстро и задаром.

Отметим, что данный метод борьбы с НЧ-вибрациями широко применяется на специализированной технике – комбайнах, тракторах, передвижных компрессорных установках, морских и речных судах, железнодорожном транспорте и т.д. Он дёшев и технологичен при производстве. При этом основным ограничением, как уже было сказано, являются габариты. И если габаритная проблема не стоит слишком остро, то жёсткий демпфер стоит попробовать и в автомобиле.

Ссылка на основную публикацию
Штраф и лишение прав за езду в алкогольном опьянении
Как избежать лишения прав и штрафа если попался пьяный за рулем; бесплатная консультация Законодательством РФ предусмотрен ряд наказаний и лишений...
Штатная магнитола Приора решаем проблему выбора и установки
Как правильно подключить магнитолу на приоре – Правильное подключение магнитолы на приоре; Продажа с Установка магнитолы в Приору Штатная магнитола...
Штатная сигнализация в меган 2 — renault club forum Ремонт авто — продажа КАСКО, ОСАГО
Автоматическое запирание дверей на Рено Меган 2 на штатной сигнализации На автомобиле Рено Меган 2 есть очень полезная функция автоматического...
Штрафные баллы за нарушение ПДД в 2019 году
При сдаче экзамена на площадке отменяет систему штрафных баллов ГИБДД; Автомобиль и закон ГИБДД вносить изменения в правила сдачи экзаменов...
Adblock detector