Самостоятельная установка электроусилителя руля на ниву

Установка эур на ниву 21213 карбюратор

На «тяжелый» руль «Нивы» не жалуются разве что боксеры и штангисты. Но скоро дурная слава упрямой «баранки» внедорожника станет достоянием истории: в Тольятти создан новый электроусилитель руля.

На «тяжелый» руль «Нивы» не жалуются разве что боксеры и штангисты. Но скоро дурная слава упрямой «баранки» внедорожника станет достоянием истории: в Тольятти создан новый электроусилитель руля.

ВАЗ-21213 «Нива»
© Фото: 5 колесо

Всем известны многочисленные попытки тюнинговых фирм как-то облегчить жизнь владельцам «Нив». Вначале был гидроусилитель руля ZF — вещь хорошая, но безумно дорогая (больше 1000 долларов стоило только «железо», без установки). Потом возникла французская «рулевая машинка», снижавшая усилие на руле за счет изменения передаточного числа. Мысль, вроде бы, правильная, но, как следствие, неизбежно возрастало количество оборотов руля «от края до края», и управляемость автомобиля становилась крайне невнятной.

Четыре года назад тольяттинская фирма «Авиаагрегат-Т» приступила к разработке новой системы. В ее проектировании и производстве принимали участие АвтоВАЗ, завод «Авиаагрегат» (Махачкала) и электронная лаборатория Новочеркасского политехнического института. В результате на свет появился ЭУРУ (электроусилитель рулевого управления) — первый в мире электроусилитель, устанавливаемый на внедорожник.

Почему решили заняться именно электро-, а не гидроусилителем? Причин много, и главная из них — относительная простота производства, установки и работы узла.

Основу электроусилителя составляет электродвигатель, но не такой, как на большинстве западных разработок (постоянного тока). В нашем случае использован высокоэффективный мотор редуктивно-индукторного типа.

Это чрезвычайно надежный, хорошо поддающийся настройке агрегат. Он конструктивно прост (не имеет щеток и коллектора), надежен, дешев и компактен, что позволяет безболезненно разместить его в салоне автомобиля — прямо на рулевой колонке.

Для передачи момента на рулевой вал используется редуктор с многозаходным червяком, обеспечивающим обратимость червячной пары с высоким кпд. Во главе схемы — электронный контроллер, управляющий всеми процессами при воздействии на рулевое колесо. В работе принимают участие несколько датчиков: скорости движения, оборотов двигателя автомобиля и величины крутящего момента, а также, само собой, коммутационные провода и контрольная лампа отказа системы.

При установке «штатная» рулевая колонка заменяется колонкой с встроенным электроусилителем. Через специальный промежуточный вал электродвигатель пристыковывается к валу рулевого механизма. С помощью переходного кронштейна вся система (весом 10,5 кг) крепится четырьмя болтами к панели. Остается только правильно соединить провода. Питание — от бортовой сети. Максимальный потребляемый ток — 55 А.

О воздействии на рулевое колесо датчик момента мгновенно ставит в известность контроллер. Тот, в свою очередь, после анализа скорости и частоты вращения двигателя (информация поступает от соответствующих датчиков) в считанные миллисекунды отдает команду электромотору на поворот в определенную сторону с определенными скоростью и усилием.

Когда автомобиль стоит на месте, усилие — максимальное, точнее, адекватное сопротивлению силы трения покрытия и шин. С ростом скорости движения контроллер, получая сигналы от датчиков, снижает компенсационное усилие на руле, и тот становится «тяжелее». Аналогично система поступает на выходе из поворота: команда электродвигателю — и руль возвращается в исходное положение.

Наибольший компенсирующий момент, на который способен тольяттинский электроусилитель, — минус 35 Н·м. В переводе на более понятный язык это означает снижение усилия на руле с 22 до 3,5 кГс.

Нам довелось испытать первый ВАЗ-21214, оснащенный ЭУРУ. Разработчики, демонстрировавшие машину, хорошо продумали сценарий теста и вначале заставили нас прокатиться с отключенным усилителем, вытащив разъем. Не будем лишний раз описывать «прелести» простого с виду аттракциона «припаркуй “Ниву”», требующего недюжинной силы или грамотного приложения массы тела при вращении руля на месте. Худо-бедно «баранка» крутится, только когда машина начинает идти.

Вдоволь насладившись нашими мучениями, хозяева сжалились и воткнули разъем обратно.

С первых же секунд стало понятно, что это совсем другой автомобиль. Как, оказывается, просто ехать задним ходом и вращать руль только одной рукой! Упражнение «парковка» любой водитель обновленной «Нивы» выполнит спокойно, не напрягаясь.

Фотокор, расположившийся на заднем сиденье, просит, чтобы я медленно (!), одним пальцем (!!) покрутил рулевое колесо «Нивы» (. ). Мозг еще не успел приспособиться к изменившимся условиям, и подобная «миссия» по привычке кажется невыполнимой. Однако заставляю себя попробовать… И крутится! Пальцем! На месте!

А на ходу? Нам, вроде, обещаны реактивное усилие и снижение компенсационного воздействия с ростом скорости. Разгон, и далее, как на «Первой формуле», — прогревочный круг. Да, руль определенно «тяжелеет», поэтому нет ощущения «оторванности» от управляемых колес.

Теперь — на большой скорости (относительно большой — ведь мы на «Ниве») вход в крутой левый вираж по апексу, в верхней точке которого начинаем распускать машину наружу поворота. Для этого требуется хорошее реактивное усилие на руле, возникающее из-за стремления колес вернуться «в ноль». Многие (особенно американские) гидроусилители грешат избыточным компенсационным воздействием, повышающим комфорт, но снижающим точность управления. В данном же случае электроника сработала четко: машина, поняв, что ее не «ломают» в повороте, плавненько пошла наружу и позволила обойтись без сброса скорости.

«Нива» с электроусилителем настолько отличается от стандартной, что возвращаться к тому, что было, не хочется категорически. Совершенно другой уровень комфорта и управляемости. При простоте и дешевизне новой системы следует ожидать колоссального спроса на автомобили, оборудованные ЭУРУ.

Хотелось бы, чтобы «за кадром» не остались и нынешние обладатели «Нив». Технология установки позволяет наладить доукомплектацию автомобилей в каждом региональном представительстве АвтоВАЗа.

В настоящее время изделие проходит многочисленные испытания, настройки, «лицензирования и сертификации». Видов на него множество. Например, практически решено, что таким устройством в стандартной комплектации будут оснащать «Шеви-Ниву» и «Калину». Не обойдут вниманием и нынешний «большой» конвейер: предположительно, фирма «Евроальянс» займется доукомплектацией системой ЭУРУ вазовского «десятого» семейства и различных модификаций «Нивы».

По предварительным данным, внедорожник, оборудованный электроусилителем руля, будет дороже автомобиля с «силовым тренажером» всего на 350-400 долларов.

Автомобиль 25-летней выдержки

В нынешнем году Волжский автозавод отмечает знаменательное событие: вот уже 25 лет сходят с конвейера автомобили семейства «Нива». Цифра настолько уникальна для мировой автоиндустрии, что к этому факту внимательно присматриваются эксперты «Книги рекордов Гиннесса».

За четверть века старушка «Нива» ВАЗ-21213 претерпела минимум изменений, лишь в последние годы отмечены реальные шаги по совершенствованию ее силового агрегата, в основном направленные на повышение экологичности в соответствии с европейскими нормами. Скептики вполне могут отнести подобный «консерватизм» к общей неповоротливости волжского автогиганта, к отсутствию материальных и производственных ресурсов, достаточных для серьезной модернизации модельного ряда. Однако чем тогда объяснить стабильно высокий спрос на эту модель как в России, так и за ее пределами? Вряд ли только доступной ценой компактного внедорожника. Нужно скорее признать, что конструкция получилась на редкость удачной, и несчетное количество модификаций на базе «Нивы», появившихся за несколько последних лет, подтверждает это.

К пятидверному варианту (ВАЗ-2131) все уже привыкли, коммерческая версия тоже стала популярной, минивэн «Надежда» примелькался на улицах, а вот монстроподобный болотоход «Марш» (ВАЗ-1922) или элегантный пляжный «Ландоле» пока еще в диковинку. Для медицинской службы разработан ВАЗ-2131-05(25), а МЧС вскоре получит специализированный спасательный автомобиль МС1-2329 на базе пикапа «2329». Даже журналисты не остались без внимания — на News Hunter рассекает не одна бригада наших коллег…

Читайте также:  Замена масла на ниссан альмера - пошаговая технология!

В классе, к которому принадлежит автомобиль, особо ценятся надежность и проходимость, что в свое время стало для разработчиков первого российского внедорожника точками отсчета. Впоследствии «Нива» показала, на что способна: неоднократными победами на «Париж-Дакаре», «Ралли фараонов», в австралийских гонках, тяжелейших автопробегах по Антарктиде.

Видимо, поэтому активный интерес к нашей «Ниве» сохраняется. В будущем году ВАЗ планирует отправить на экспорт 22 тысячи машин. Кстати, из отечественных автомобилей только «Нива» поставлялась в Японию — страну, которую трудно удивить чем-то четырехколесным.

Установка электроусилителя руля. Нива

Изделие оказалось очень удачным, полностью готовым и несложным в установке. Обрабатывать напильником после сборки не пришлось (как в знаменитом анекдоте). Вся проводка соответствующей длины, все шайбы и гайки в комплекте. Эффективность очень хорошая и, самое главное, что понравилось мне: руль возвращается сам после поворота.

Для сведения читателей: электроусилитель руля(ЭУР) я не покупал, а только лишь устанавливал по просьбе клиента. С его слов я знаю, что ЭУР был куплен на территории ВВЦ за 430 долларов.

Нужно убедиться что ЭУР полностью укомплектован (см. также Упаковочный лист):

Снять клемму с АКБ.

Снять заглушку на рулевом колесе и отвернуть гайку крепления, снять руль:

Отвернуть два самореза козырька комбинации приборов и снять козырек:

Отвернуть длинные пластмассовые винты, потянуть левую сторону комбинации приборов на себя отвернуть гайку и отсоединить трос привода спидометра:

Вынуть комбинацию приборов из торпедо и отстыковать разъемы:

Снять кожух руля, отвернув 4 болтика М4 и один саморез:

Рассоединить 3 разъема подрулевого переключателя:

Протянуть жгут проводов вниз:

Отвернуть болтик крепления подрулевого переключателя и снять его:

Отсоединить провода от замка зажигания (предварительно запишите/зарисуйте их расположение):

Отвернуть два болтика крепления замка зажигания (один слева, другой снизу правее):

Вставить ключ в замок, повернуть его в нейтральное положение, нажать с левой стороны тоненькой отвёрткой на стопор замка, потянуть его за ключ вверх и вытащить из рулевой колонки:

Отвернуть снизу на карданчике болт рулевого вала:

Отвернуть 2 болтика и 2 гайки крепления рулевой колонки (два болтика имеют срывные шляпки, при затягивании они обламываются, поэтому их можно попробовать открутить пассатижами; если не получается, тогда сделать пропил болгаркой или ножовкой и отвернуть их отверткой):

Опустить рулевую колонку вниз и снять её с вала рулевого редуктора:

Отвернуть две гайки крепления блоков предохранителей и снять их:

Со стороны моторного отсека снять резиновую заглушку:

Протянуть жгут проводов от ЭУР:

Подсоединить провода ЭУР. Найти восьмиклеммную колодку и подсоединить к её двум серым проводам (их видно на фото) желто-синий провод ЭУР:

Из красной колодки щитка приборов аккуратно вытащить оранжевый провод и вместо него поставить оранжевый провод ЭУР:

Точно также вытащить четвертый слева провод (не помню цвет) и вместо него установить розово-голубой. Отсоединенные провода от красной колодки подсоединить через разъемы (входят в комплект) к проводам ЭУР, оранжевый к оранжевому, а четвертый — к розово-голубому:

Подсоединить провод «массы»:

Установить пластину крепления ЭУР, предварительно продев в предназначенное для этого отверстие жгут проводов замка зажигания:

Просверлить по месту ещё два отверстия диаметром 8-8,5 мм и затянуть пластину в шести точках:

Надеть на шлицы ЭУР короткий вал с карданчиками, подсоединить провод «массы»:

Обратите внимание, что у вилок карданчиков разные по шагу шлицы. Поэтому короткий вал с карданчиками встает только в одном положении.

Второй конец короткого вала, вместе с ЭУРом состыковать с валом рулевого редуктора. Вставить болт, надеть на него второй контакт минусового провода и наживить гайку:

Поднять к пластине ЭУР и закрепить его, наживив гайки и болты крепления:

Верхний конец рулевого вала ЭУРа имеет небольшое продольное перемещение. Установите вал так, как вам удобно, затяните болты и гайки крепления ЭУР и нижний болт короткого кардана:

Подсоединить две клеммные колодки от жгута проводов ЭУРа к соответствующим колодкам самого ЭУР:

Установить трехрычажный переключатель. Протянуть жгуты проводов с правой стороны:

Поставить рулевое колесо, слегка осадив его вниз двумя-тремя ударами. Поднять трехрычажный переключатель так, чтобы плавающий контакт касался контактной пластины на руле. Затянуть болт хомута трехрычажного переключателя:

Установить замок зажигания в рулевую колонку (ключ в среднем положении, как на фото слева):

Нажать на стопор, а потом сверху на ключ — и замок встанет на свое место:

Закрепить замок двумя болтиками.

Подсоединить провода к замку согласно зарисованной или запомненной ранее схеме.

Состыковать разъёмы трехрычажного переключателя за приборной панелью.

Установить кожух рулевой колонки. Часть нижней половины кожуха придётся отпилить ножовкой, т. к. она уже не встает на место — мешает электромотор ЭУР:

Установить комбинацию приборов и козырек. Установить руль, затянуть его гайкой, поставить заглушку на руль:

Установить пластмассовый кожух ЭУР (его можно привернуть к торпедо двумя саморезами):

Установить предохранитель на обшивку арки левого колеса, закрепить его двумя саморезами.

Протянуть жгут проводов ЭУРа до АКБ и подсоединить их к его клеммам. В резиновой заглушке моторного щита вырезать отверстие большего диаметра и установить ее на место. Подключить клеммы АКБ:

Проверить работоспособность сигнала и трехрычажного переключателя.

Отойти подальше и посмотреть, что у Вас получилось:

Запустить двигатель, повернуть руль влево-вправо и воскликнуть от восхищения и неожиданности «Вау!»

Желаю Вам приятных поездок.

07.11.04. — Исправления и дополнения

Документы, приложенные к ЭУР при поставке. Приносим извинения за качество некоторых материалов.

Приложение 1. Упаковочный лист

Наименование и обозначение по чертежу

Изделие усилитель электромеханический рулевого управления ЭУ21213.00.000

Паспорт ЭУ21213.00.000 ПС

Кронштейн ЭУ 21213.100.001

Болт ГОСТ 7796-70

Шайба ГОСТ 6402-70

Шайба ОСТ 134505-80

Гайка М8-7Н. 6.029 ГОСТ 5915-70

Приложение 2. У важаемый покупатель

Вы приобрели электроусилитель рулевого управления (ЭУРУ) или автомобиль семейства ВАЗ-2121 с установленным ЭУРУ.

В случае отключения ЭУРУ по какой-либо причине (сбой в бортовой электросети, нарушение контактов и т.д.), управление автомобилем происходит так же, как на автомобиле, не оборудованном ЭУРУ. Предохранитель ЭУРУ на 50А находится под панелью приборов слева от руля.

Технические характеристики и гарантийные обязательства указаны в паспорте на ЭУРУ.

Внимание! Замена ЭУРУ по гарантии (см. п. 5 паспорта ЭУРУ) осуществляется при выполнении следующих условий:

1. На корпусе ЭУРУ не должно быть механических повреждений.

2. Обязательно наличие паспорта изделия с указанием неисправности и отметкой установщика на стр. 5.

Последовательность операций по установке электроусилителей руля на а/м ВАЗ-21214

1. Снять клеммы с аккумулятора.

2. Снять рулевое колесо, кожух руля, 3-х рычажный переключатель, замок зажигания.

3. Демонтировать рулевую колонку с телескопическим промежуточным валом.

4. Снять кожух и комбинацию приборов.

5. Снять кожух реле, находящийся под панелью приборов впереди левой двери.

6. Протянуть жгут проводов по схеме. Внимание: При этом не допускать контакта силового провода с движущимися деталями мотор-редуктора стеклоочистителя.

7. Найти слева от руля под панелью приборов 8-клеммовую колодку молочного цвета, имеющую входящие в одно гнездо два серых провода. Присоединить в ответ к ним желто-голубой провод ЭУР.

8. Присоединить по схеме к красной колодке жгута проводов, идущего к комбинации приборов, два провода жгута ЭУР — оранжевый и розово-голубой.

Читайте также:  Газовый котел Protherm Гепард 23 MTV Природный газ для Вас

9. Закрепить провод массы на болте за комбинацией приборов.

10. Колодка с предохранителем должна находиться под панелью приборов слева от руля.

11. Установить кронштейн крепления ЭУР под панелью приборов на две шпильки М8, приваренные к кузову, два болта М6 (под них имеются отверстия с резьбой в кузове) и на два болта М8, под которые сверлить отверстия в кузове (см. схему крепления ЭУР и кронштейна).

12. Собрать ЭУР с промежуточным валом, предварительно надев на вал провод массы.

13. Установить ЭУР на кронштейн, закрепив промежуточный вал на валу рулевого механизма. При этом болты шлицевых вилок должны находиться в проточках валов, а весь узел — промежуточный вал — ЭУР не должен быть зажат или растянут.

14. Закрепить ЭУР на кронштейне двумя болтами и на двух шпильках сзади. Внимание: под все гайки кронштейна и ЭУР устанавливать плоскую и гроверную шайбы.

15. Подключить колодки жгута — соловую и информационную к ЭУР.

16. Установить замок зажигания, 3х рычажный переключатель, кожух руля (предварительно подрезав по месту). рулевое колесо, комбинацию приборов и кожух.

17. Закрепить саморезами декоративный кожух ЭУР.

18. Присоединить провода к аккумулятору.

Особенности установки ЭУРУ на а/м ВАЗ-21213

1. Заменить рулевой механизм с длинным валом червяка на рулевой механизм с коротким валом (21213-3400010-10).

2. Заменить переднюю крышку раздаточной коробки. Установить крышку с двумя гнездами (под трос спидометра и датчик скорости) 21214-3802824.

3. Установить на крышку раздатки 6-тиимпульсный датчик скорости.

4. Присоединить датчик скорости к жгуту ЭУРУ по схеме:

Датчик скорости, вид колодки с торца (2 типа)

Для этого необходимо протянуть провода в гофрированной трубке от жгута ЭУРУ к датчику скорости под днищем кузова по тоннелю КПП.

5. Присоединить розово-голубой провод ЭУРУ к зеленому проводу коммутатора (разъем №6).

Особенности установки ЭУРУ на а/м ВАЗ-2131

Те же, что и для ВАЗ-21213, кроме п.1 — рулевой механизм менять не надо.

Приложение 4. Схема крепления

2. Под эти отверстия сверлятся отверстия в кузове. Болтами М8 кронштейн крепится к кузову.

3. Отверстия под штатные шпильки на кузове. Крепить гайками.

4. Отверстия крепления ЭУР к кронштейну.

5. Отверстия для крепления кронштейна болтами М6.

6. Отверстия для проводов замка зажигания.

7. Рулевое колесо.

Приложение 5. Схема подключения

Приложение 5. Сертификат соответствия

В нашем сервисном центре вы можете заказать компьютерную диагностику двигателя.

Услуги

  • Чип тюнинг иномарок
  • Удаление сажевого фильтра
  • Удаление катализатора. Отключение лямбда зонда.
  • Удаление клапана EGR
  • Замер мощности на стенде
  • Ремонт блоков Airbag
  • Диагностика двигателя
  • Отключение иммобилайзера
  • Чип-тюнинг мотоциклов
  • Чип-тюнинг квадроциклов
  • Чип-тюнинг яхт и катеров
  • Чип-тюнинг квадроциклов
  • Чип-тюнинг автодомов
  • Отчеты о чип тюнинге

Информация

  • Портфолио
  • Статьи
  • Отзывы
  • Оборудование в автосервисе
  • Контакты

Контакты

Адрес: г.Москва, Иркутская д.1
Ещё 9 станций

Электроусилитель руля на ВАЗ 2109: установка своими руками, какой усилитель подойдет, LuxVAZ

Print this article Font size 16

Заводом не предусматривалась установка электроусилителя руля на модели ВАЗ 2109 и прочую классику. ЭУР стали доступны уже на более современных моделях.


Внешний вид устройства

Что не предусмотрено заводом, может быть установлено своими руками.

Характеристики

ЭУР служит для того, чтобы снизить прилагаемое усилие к рулевому колесу, необходимое для осуществления маневров.

Оптимально для ВАЗ 2109 устанавливать электроусилитель, позаимствованный от Lada Priora. Новые модели АвтоВАЗ выпущены на базе старых, потому детали отлично подходят на уже давно не выпускаемые девятки.

Выбирая себе ЭУР для установки, убедитесь, что он соответствует следующим характеристикам.

Характеристика Требуемые параметры
Максимальный компенсирующий момент 35 Нм
Средний показатель потребления тока 50 А (при скорости вращения руля 360 градусов/сек и 35 Нм компенсирующего момента)
Рабочая температура В диапазоне от -40 до +85 градусов по Цельсию
Вес устройства 9,5 килограмм
Тип двигателя Реактивный, индукторный, оснащенный электронным управлением
Количество фаз 3
Направление вращения Реверсивного типа
Тип редуктора Трехзаходный, червячный
Материал червячного вала Хромированная сталь 40х
Материал червячного колеса Углепластик УПА 6/30 2


ЭУР от Приоры

Выбор в пользу именно такого электроусилителя для ВАЗ 2109 обусловлен его преимуществами:

  • Монтаж выполняется достаточно легко;
  • ЭУР потребует небольшого количества энергии для работы;
  • Экологичное устройство;
  • Отлично адаптируется под классику АвтоВАЗ, включая девятки;
  • Позволяет комфортно управлять автомобилем даже на высоких скоростях.

Выбор между электро- и гидроусилителями

Понуждаемые реалиями дорожной практики и капризами автомобильной моды, за покупателями новых автомобилей потянулись владельцы подержанных. Именно для них особенно актуален вопрос, какие именно органы управления выбрать. Владелец подержанной «девятки» должен учесть всё — от цены устройства и стоимости обслуживания до возможности установить агрегат самостоятельно. В последнее время статистика выбора владельцев подержанных машин заметно смещается в сторону электрического агрегата. Преимущества очевидны:

  • Электроусилитель рулевого управления значительно компактнее, чем гидроусилитель (ГУР). Он практически не занимает места в моторном отсеке.
  • Он значительно проще монтируется. Не требуется монтажа шлангов и ремней. ЭУР интегрируется в рулевую колонку и питается от аккумулятора.
  • Электроусилитель экономичнее. Он работает, только когда помогает поворачивать руль, в то время как гидроусилителем жидкость прокачивает постоянно.
  • ЭУР дешевле ГУР. Этим для владельца подержанной «девятки» почти всё сказано. В совокупности с возможностью установки усилителя на руль для ВАЗ 2109 своими руками это делает выбор почти безальтернативным.

Когда принципиальный выбор сделан, взоры многих владельцев ВАЗ 2109 обращаются к Ладам. Сильно искушение использовать что-то из арсенала «близких родственников». И это вполне удаётся. Оказывается, что ЭУР от Лада Приора почти без адаптации подходит к ВАЗ 2109.

Виды и достоинства усилителей руля

Рулевое управление ВАЗ 2114 претерпело существенных изменений, если сравнивать с предшественников в лице Самары первого поколения. Управлять автомобилем стало действительно лучше.


Установочный комплект

Клиенты получили возможность выбрать между ЭУР и ГУР, то есть электроусилителем и гидроусилителем руля. Но чем же отличаются эти системы между собой, какой отдать предпочтение и почему? Попробуем в этом разобраться.

Электроусилитель

Электроусилитель руля работает на основе импульсов электрического тока. Это достаточно сложная система, в которой каждой отдельной детали отведена своя важная роль. Из-за этого, когда выходит из строя хотя бы один агрегат, нарушается работа всего устройства, оно может полностью прекратить свою работу.


Схема электромеханического усилителя

Задача автовладельца, на машину которого установлен ЭУР, заключается в постоянном мониторинге состояния узла. За работу импульсов тока отвечает специальный контроллер. С его помощью водитель может самостоятельно выставлять степень усиления.

ЭУР выполняет несколько задач.

  1. Оказывает положительное воздействие на управляемость, маневренность, отлично удерживает автомобиль на дороге, позволяет почувствовать машину. Убери электроусилитель, и управление превратится в сплошное испытание нервов и физической формы водителя.
  2. Отлично справляется с температурными перепадами, которые особенно характерны для российского климата. Даже экстремально низкие температуры не влияют на электроусилитель, что позволяет достойно выдерживать подобные режимы эксплуатации всей рулевой системе машины.
  3. Усилие от электроусилителя положительно сказывается на расходе топлива. Регулируя степень усиления, вы тем самым контролируете аппетит своего автомобиля. Так что появление эур на ВАЗ 2114 стало знаковым событием для отечественного автопрома.

Статья в тему: Установка евроручек на ВАЗ 2114 своими руками

Гидроусилитель

В состав гидроусилителя входит большое количество элементов, которые нуждаются не только в постоянном мониторинге, но и аккуратном обращении.

Принцип функционирования ГУР основан на взаимодействии рулевого управления с масляной жидкостью, которая содержится в специальной емкости. От этого и название типа усилителя, поскольку работа основывается на силе рабочей жидкости.

Читайте также:  Сварка латуни - особенности и рекомендации к обработке

Несмотря на достаточно сложную технологию, гидроусилитель руля эффективный, безопасный, обеспечивает комфортное управление, позволяет контролировать поведение автомобиля даже в случае поломок передних колес.

Увы, гидроусилитель не лишен недостатков. Главный из них — это частые поломки. Возникают они преимущественно из-за утечки рабочей жидкости.

Функции у ГУР следующие:

  • Автомобиль становится более послушным, хорошо маневрирует, откликается на работу рулем водителем;
  • Обеспечивает смягчение ударов по рулю при прохождении сложных дорожных участков. В нашей стране подобных хоть отбавляй;
  • Гидроусилитель идеально подходит для регулярной езды по проселочным дорогам. В этом компоненте электроусилитель существенно уступает ГУР;
  • Водитель лучше чувствует дорогу, своевременно принимает решения, и система на них откликается;
  • Усиление за счет рабочей жидкости позволяет сократить количество оборотов обода руля для совершения манёвров. Это экономит силы водителя.

Электроусилитель руля на ВАЗ 2109: установка своими руками, какой усилитель подойдет, LuxVAZ

Ставить электроусилитель руля на ВАЗ 2109 стало модно. Многие автомобилисты считают, что без ЭУРа жизнь не жизнь. Эта тяга понятна, езда с усилителем рулевого управления — это новый уровень комфорта.

Особенно это утверждение справедливо в больших, плотно набитых автомобилями городах. Припарковаться в тесном дворе многоэтажки поздно вечером в темноте под критические комментарии соседей довольно непросто, если вы не поставили электроусилитель руля на ВАЗ 2109. Попробуйте справиться без ЭУРа в глухой пробке, когда в соседнем ряду освободилось место чуть перспективнее и надо быстрее, чем сосед, вывернуть руль вправо до отказа, сдать назад на 15 сантиметров, вывернуть руль до отказа влево, подать вперёд на 20 сантиметров, ещё раз вывернуть, снова сдать, опять вывернуть и въехать на освободившееся место под носом у конкурента.

Интенсивность автомобильной жизни в мегаполисах привела в последнее время к смене правил. Ещё 3-5 лет назад формулировка «Я купил автомобиль» означала приобретение машины без усилителя рулевого управления. А в последнее время имеется в виду покупка средства передвижения с таким допоборудованием.

Понуждаемые реалиями дорожной практики и капризами автомобильной моды, за покупателями новых автомобилей потянулись владельцы подержанных. Именно для них особенно актуален вопрос, какие именно органы управления выбрать. Владелец подержанной «девятки» должен учесть всё — от цены устройства и стоимости обслуживания до возможности установить агрегат самостоятельно. В последнее время статистика выбора владельцев подержанных машин заметно смещается в сторону электрического агрегата. Преимущества очевидны:

  • Электроусилитель рулевого управления значительно компактнее, чем гидроусилитель (ГУР). Он практически не занимает места в моторном отсеке.
  • Он значительно проще монтируется. Не требуется монтажа шлангов и ремней. ЭУР интегрируется в рулевую колонку и питается от аккумулятора.
  • Электроусилитель экономичнее. Он работает, только когда помогает поворачивать руль, в то время как гидроусилителем жидкость прокачивает постоянно.
  • ЭУР дешевле ГУР. Этим для владельца подержанной «девятки» почти всё сказано. В совокупности с возможностью установки усилителя на руль для ВАЗ 2109 своими руками это делает выбор почти безальтернативным.

Когда принципиальный выбор сделан, взоры многих владельцев ВАЗ 2109 обращаются к Ладам. Сильно искушение использовать что-то из арсенала «близких родственников». И это вполне удаётся. Оказывается, что ЭУР от Лада Приора почти без адаптации подходит к ВАЗ 2109.

Без адаптации — это для инжекторной «девятки». В случае карбюраторного двигателя все не так просто. Штатный режим работы ЭУР предусматривает использование показаний спидометра и тахометра в электронном формате, которых нет при карбюраторном моторе. Приходится эмулировать эти сигналы.

Без сигнала со спидометра рулевое управление может в крайнем случае обойтись. Прибор служит для отключения ЭУР при достижении определённой скорости. Если усилитель руля не отключится, то ничего плохого, кроме небольшого снижения топливной экономичности, не произойдёт. Если не хочется терять эту функцию, можно установить датчик от инжекторного двигателя на карбюраторный.

Сигнал тахометра используется для отключения ЭУР при неработающем моторе. Отсутствие этой функции быстро посадит аккумулятор — лучше эмулировать необходимый сигнал. Известны три способа:

  1. Снятие сигнала с катушки зажигания через диодный ограничитель, переводящий сигнал из 300В к уровню 5В. Ограничитель монтируется в подкапотном пространстве, в жёстких по температуре и влаге условиях. Это требует известной осторожности.
  2. Использование сигнала датчика Холла. Сигнал будет в диапазоне до 12В, его можно спокойно заводить в салон и обрабатывать с помощью контроллера. Во избежание наводок в длинном проводе можно использовать витую пару.
  3. Изготовление бесконтактного индукционного датчика, надетого на провод высокого напряжения системы зажигания. Напряжение в 30КВ наводит электродвижущую силу в катушке датчика, и этот сигнал можно подать на контроллер.

В самом крайнем случае придётся завести провод питания ЭУР на замок зажигания и вручную следить за своевременным отключением зажигания при длительной стоянке автомобиля.

Установка ЭУР на ВАЗ 2109 стала очень популярной. Если вы хотите довериться профессионалам, такое рулевое управление без проблем установят практически в любой мастерской. Если желаете сэкономить — в автомагазинах продают готовые установочные киты для «девятки».

Приобретя установочный набор, в который, кроме самого ЭУР, входят комплект проводов, специальная установочная пластина и укороченный карданный вал для передачи усилия на рулевой механизм, приступайте к монтажу. Процедура довольно проста, проводится из салона, даже замена рулевых тяг не требуется. Пошаговый порядок действий таков:

  1. Отсоедините клемму «масса», обесточьте систему.
  2. Снимите декоративную накладку руля, открутите центральную гайку крепления. Как снять руль на ВАЗ 2109, не получив по зубам при отдаче? Для этого оставьте гайку наживлённой на пару оборотов. Теперь руль с конического посадочного места оси снимается без опасений.
  3. Демонтируйте блок рулевых переключателей и декоративный кожух. Рулевая колонка ВАЗ 2109 станет доступной для демонтажа.
  4. Головки болтов крепления замка зажигания намеренно сорваны на заводе для безопасности. Засверлите их и удалите остатки. При сборке поставьте новые болты.
  5. Снимите рулевой вал с промежуточным карданным валом. Из четырёх болтов крепления кронштейна вала два имеют намеренно сорванные головки. Засверлите их, удалите остатки. Смонтируйте переходную пластину.
  6. Установите укороченный промежуточный карданный вал. Смонтируйте электроусилитель, закрепите его на переходной пластине четырьмя гайками.
  7. Смонтируйте электропроводку, следуя цветовым обозначениям проводов. Заведите «массу» на специальный контакт.
  8. Соберите рулевую колонку — замок зажигания, подрулевой переключатель ВАЗ 2109, рулевое колесо с декоративной накладкой.

ЭУР смонтирован. Садитесь за руль, пробуйте органы управления, регулируйте рулевую колонку — и в путь.

Мы собрали огромную подборку видео о ремонте, тюнинге и обслуживании автомобилей ВАЗ

Делитесь фотографиями и оценивайте фотографии других пользователей

Недостатки ГУР и ЭУР

Многие автовладельцы отдают предпочтение установке электроусилителя руля на ВАЗ 2114 в качестве замены стандартного ГУР. Однако оправдано ли такое решение с практической точки зрения?


Подключение

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть не только положительные стороны того или иного усилителя, что мы уже сделали, но также указать на их главные недостатки.

Статья в тему: Устройство передних стоек на ВАЗ 2110: как снять, прокачать и заменить

Что же лучше для ВАЗ 2114? Попробуем в этом разобраться.

  1. Гидроусилитель не позволяет дополнительно экономить топливо, однако эффективность электроусилителя порой оказывается слишком низкой.
  2. У гидроусилителя есть слабый элемент — это насос. Его приходится регулярно проверять, следить за его состоянием. Так сложилось, что на ВАЗ 2114 этот компонент не отличается надежностью.

Этим коротким списком перечень недостатков можно закончить. Но стоит обратить внимание на некоторые нюансы.

Ссылка на основную публикацию
Самодельный ЧПУ станок; своими руками Станок с ЧПУ
ЧПУ станок 900х600х100 - Чертежи, 3D Модели, Проекты, Фрезерные станки Станок фрезерный портального типа с подвижным порталом, с числовым программным...
Самая дорогая машина в мире
Самые престижные автомобили мира Кто на свете всех быстрее, всех дороже и мощнее. Счастье не купишь за деньги, это знает...
Самая короткая и прекрасная сказка про ауди
Сказка про принца короткая Самая короткая и прекрасная сказка! — Жил был один принц, который однажды спросил прекрасную принцессу: "Ты...
Самодельный шиномонтажный станок своими руками, чертеж
Приспособление для шиномонтажа своими руками; Автомобили и люди; сайт для любознательных Правая рука предназначено для работы с шинами низкопрофильными, крупногабаритными...
Adblock detector