Парусное вооружение судов

Виды парусного вооружения Навигация и хорошая морская практика

Когда говорят о парусном оснащении судов и кораблей, это называют «парусное вооружение». Не имеет никакого отношения к оружию в обычном понимании этого слова. Человек давно сообразил что можно использовать силу ветра как движитель по воде — есть свидетельства что еще в эпоху неолита (около 8—3 тысячелетий до н. э.) уже начали использовать паруса. Именно этот возраст приписывают челну, найденному в заливе Фев-оф-Форт в Шотландии.

Принято считать что первыми появились прямоугольные паруса, которые хороши были для того чтобы идти по ветру

Представляет собой трапециевидное полотнище, верхней шкаториной закрепленное на рее, т. е. (условно) поперек диаметральной плоскости судна. Шкаторины: верхняя, нижняя, правая, левая. Углы верхней шкаторины: нок-бензельные (правый и левый), на нижней шкаторине — шкотовые. Сторона, обращенная в корму — лицевая, в нос — изнанка. Верхняя шкаторина имеет люверсы для крепления к рею. Остальные шкаторины свободные. Шкоты на нижних парусах заводятся на корпус судна, шкоты верхних парусов (марселей и брамселей) — на ноки (концы) нижних реев. При движении курсом бейдевинд наветренный шкотовый угол нижнего паруса оттягивается в нос снастью, именуемой галсом. Прямые паруса кроятся из полотнищ ткани, расположенных перпендикулярно реям (верхней шкаторине). Крой чаще всего плоский, нижняя шкаторина иногда выполняется вогнутой вверх. Несколько позже появился косой парус, разновидностей которого существует множество.

Латинский парус.

Он так называется потому, что использовался в европейских странах еще во времена древнего Рима, где говорили, как известно, на латинском языке. Но следует сказать, что еще раньше такие паруса были известны на Востоке, например, в Египте. Их там и сейчас используют. Передний край треугольного паруса пришнурован к рейку, а задний и нижний свободны. Латинский парус иногда бывает и четырехугольным, смотрите на втором рисунке. Этот парус относится к рейковым.

Люггерный парус

Можно подумать что это гафельное вооружение, однако это не так. На самом деле это не гафель, а реек, потому что его один конец выдается за мачту. А передний край паруса к мачте не пришнурован, он тоже выходит за нее. Это также рейковый парус. Так же, как бывает стоячий гафель – гуари, в люгерной системе встречается – стоячий люгер

Это тоже рейковый парус. Еще один вид рейкового вооружения: разрезной фок. Его можно встретить на современных шлюпках.

Почему «разрезной»? Потому что кажется, будто парус, пришнурованный к рейку, разрезали вдоль мачты. Фактически это два паруса. Передний называют кливер, а задний – фок. Гика фоку не полагается, но иногда моряки делают его сами. А порой просто привязывают нижний край фока к веслу. С гиком управлять парусом легче. Этот парус относится к рейковым.

Гафельное вооружение

Парус четырехугольный. Верхний край его шнуруется к гафелю, нижний край бермудского паруса прикрепляется к гику, а передний — к мачте. Этот тип паруса относится к простым. Бывает гафель особой формы. Он – тонкий, длинный и ставится почти вертикально, обычно – на невысокой прочной мачте. У паруса четырехугольная форма, но верхний задний угол поднят так высоко, что издалека парус можно принять за треугольный, бермудский. Называется такой стоячий гафель гуари. Потому у этого типа парусного вооружения такое же название. Это тоже простой парус.

Бермудский парус

Этот тип паруса самый легкий в управлении, а также хорошо работает на острых курсах против ветра (т.е. когда судно идет почти против ветра) Иногда у них форма обычного треугольника, а иногда задний край слегка округлый – чтобы увеличить площадь паруса. В этом случае к парусине пришивают специальные узкие карманы (лат–карманы) и в них вставляют гибкие длинные пластины – латы. Это чтобы на парусе не появлялись складки. Нижний край бермудского паруса прикрепляется к гику, а передний к мачте. Этот тип паруса относится к простым.

Паруса бывают двух главных видов: ПРЯМЫЕ и КОСЫЕ

У прямых парусов разновидностей нет.

А косые делятся прежде всего на ПРОСТЫЕ и РЕЙКОВЫЕ

Среди простых косых мы знаем: 1) бермудский 2) гафельный 3) гуари 4) шпринтовый

Среди косых рейковых: 1) латинский 2) люгерный 3) стоячий люгер 4) разрезной фок

Тепепь можно перейти к комбинациям парусного вооружения на одной и двух мачтах.

Одномачтовое парусное вооружение С одной мачтой чаще всего ставят два паруса, реже — три. Бывает одномачтовое вооружение только из одного паруса. Мачта у таких судов называется Грот-мачта. Один парус ставят на парусном вооружение типа кэт

Кэт — тип косого парусного вооружения, при котором судно (обычно яхта) имеет только один парус, установленный на самой мачте. Мачта у кэта сильно смещена в нос. Обычно стоячий такелаж при вооружении «кэт» отсутствует. Парус может быть жёстким — в виде крыла. Кэт — древнейшее, простейшее и очень эффективное вооружение. Когда работе грота не мешают другие паруса, он дает необычайно высокую тягу на единицу площади. Кроме того, кэт очень прост в управлении. В прошлом кэт имел ограниченное распространение в Европе, но зато был очень популярен в США и Канаде. Здесь им вооружались в основном швертботы, причем исключительно широкие. Американский кэт 30-футовой длины имел ширину, равную 12 футам. В наше время это вооружение также применяется, как правило, на швертботах, хотя иногда им оснащают и небольшие килевые яхты.

Тендер (англ. tender, от tend — обслуживать) — тип парусного судна с косым парусным вооружением, имеющего одну мачту и бушприт, на которые ставятся грот, стаксель и один-два кливера.

Гафельный тендер 1. грот (грот-трисель) 2. топсель 3. стаксель 4. кливер

Парусное вооружение гафельного тендера состоит из четырёхугольного паруса грота (грота-триселя), стакселя, одного или более кливеров и верхнего треугольного (топселя). В начале XX века тендер описывали как судно с двумя-тремя передними парусами. Второстепенным признаком, зависящим от количества передних парусов, служило расположение мачты: в районе 1/3 — 1/2 длины по конструктивной ватерлинии (КВЛ) от носа. Расположение мачты и количество передних парусов определяли тип используемого бушприта. Тендеры часто имели выдвигаемый бушприт, шлюпы — только постоянный. Далее и эти несущественные отличия между тендером и шлюпом стали исчезать. Сначала вышел из моды выдвигаемый бушприт, а к 30-м годам XX века бушприты на одномачтовых яхтах вообще находили применение всё реже. Распространение клееного рангоута привело к росту высоты мачт, и необходимость компенсировать недостаточную высоту мачты большим количеством развитых передних парусов на бушприте отпала. Тендеры с тремя передними парусами с тех пор стали почти музейной редкостью. Тендер является, прежде всего, одним из видов именно гафельного вооружения. Бермудские тендеры существовали очень недолго, и появились они по причине сохранения традиционных передних парусов при переходе от гафельного вооружения к бермудскому. Лавировочные качества тендера несколько ниже, чем у шлюпа. Когда же при совершенствовании рангоута и стоячего такелажа обнаружилась возможность надежно удерживать мачту в продольном направлении всего одним штагом с носа, бермудские тендеры практически исчезли. В эпоху парусного флота тендером называлось одномачтовое судно вспомогательного назначения, водоизмещением в 50−60 т, вооружённое 10−12 пушками небольшого калибра. Современные тендеры чаще имеют бермудское парусное вооружение: вместо грота-триселя и топселя используется один большой треугольный парус — бермудский грот.

Бермудский тендер 1. грот 2. стаксель 3. кливер

Шлюп — двухпарусное одномачтовое вооружение.

Шлюп (англ. sloop) — устоявшийся к середине XIX века тип косого парусного вооружения — одна мачта и два основных паруса, передний (стаксель) и задний — (соответственно, грот). Различаются по типу грота: бермудские, гафельные, шпринтовые, рейковые и т. д. Дополнительные паруса варьируются в зависимости от времени и места постройки: прямые марсели (XIX в), кливера (нач. XX в), спинакеры (с середины XX в). В начале XX века шлюпу в Европе допускалось иметь только один стаксель, а в Америке — один или два стакселя. Второстепенным признаком, зависящим от количества передних парусов, служило расположение мачты в районе 1/4 длины по конструктивной ватерлинии (КВЛ) от носа у шлюпа. Шлюпы в отличие от тендеров могли иметь только постоянный бушприт. Лавировочные качества шлюпа несколько выше, чем у тендера. Поэтому по мере всеобщего признания преимущества удлиненных парусов тендеры строить почти перестали. С тех пор бермудский шлюп повсеместно становится господствующим видом вооружения. В его развитии за последние пятьдесят лет нужно отметить тенденцию увеличения высоты стакселя. Теперь подавляющее большинство шлюпов имеют топовый стаксель или стаксель высотой 3/4 — 7/8 высоты парусности. Мачта при этом переместилась ближе к середине длины яхты. С XX века подавляющее большинство малых спортивных парусников вооружены бермудскими шлюпами.

Читайте также:  Нужна ли диагностическая карта при оформлении ОСАГО

Двухмачтовое парусное вооружение бывает трех основных типов:

  1. Иол (йол)
  2. Кетч
  3. Шхуна

Мачты у малых двухмачтовых судов называются Грот-мачта и Бизань-мачта, если считать от носа — это справедливо для Иола и Кетча. Для Шхуны передняя мачта называется Фок-мачта, задняя Грот-мачта

Йол (иол) — тип косого вооружения двухмачтового судна, у которого бизань-мачта располагается в корму от головки руля. Характерен для маломерных спортивных судов 1950-1970-х годов. Тип иола (нидерл. jol ) зародился в Голландии . Первоначально это был прибрежный бот, приспособленный в основном для рыболовства. Причем это был весельный бот, парус был вспомогательным, и ставился на временной съемной мачте. В случаях, когда мачт было две, бизань устанавливали как можно дальше в корму, чтобы освободить место в иоле для работы с рыболовной снастью. Со временем иол стал использоваться и в военных целях, особенно у побережья, где ценилась его малая осадка. Типичный иол XVIII в. имел размерения: длина 15 м; ширина 4 м; осадка 2 м. Механизация рыболовства и коммерческого флота вообще отодвинула иол в прогулочно-спортивные суда. Особенно он получил развитие в 1950-е годы. Его характерной чертой является малая бизань, установленная далеко в корму, часто прямо на транце. При этом основную тягу обеспечивает грот, а бизань больше придает маневренность при поворотах и позволяет тонкую настройку на постоянных курсах. Типичный иол тех времен имеет бермудское вооружение и длинные носовой и кормовой свесы, что дает ему возможность ходить острыми курсами. Иол стал популярен у яхтсменов за способность балансировать центр парусности относительно центра бокового сопротивления. Настроенная таким образом яхта способна держать курс без помощи руля. Иол предпочитали такие знаменитые яхтсмены-одиночки, как Джошуа Слокам и Фрэнсис Чичестер. С появлением автоматических систем управления (автопилотов, авторулевых) эта способность иола потеряла прежнее значение, и их место во многом заняли более простые в управлении шлюпы.

Шхуна (Schooner) — парусное судно с двумя и более мачтами и преимущественно косыми парусами. Шхуна имеет два вида вооружения: один для транспортных судов, второй — для яхт; и тот и другой имеет две мачты (фок и грот). Транспортная шхуна (марсельная шхуна или топсельная шхуна Topsail schooner) несет марсель, иногда два на фок-мачте, а на грот-мачте — только косые паруса. Шхуна-яхта имеет обычно косое вооружение на обеих мачтах, но иногда на фоке носит марсель.

Одно время шхуны-яхты были весьма распространены и стояли в первых рядах соревнующихся за Американский кубок (America cup), но за последнее время тендер совершенно их вытеснил из гонок. Кроме описанных выше шхун имеются также другие типы транспортных шхун с тремя мачтами и косым вооружением. Такие шхуны называются трехмачтовыми шхунами. Когда они несут на фок-мачте марсели, то такие шхуны носят название джекасс (Jackass). Их не следует смешивать с баркентинами, которые издали похожи на них. Баркентина отличается от шхуны тем, что имеет фок-мачту бриговую.

Кеч, кэч (англ. ketch) — тип двухмачтового парусного судна с косыми парусами. Появились в середине XVII века в Англии и Северной Америке, как рыболовные и торговые суда. Торговые суда аналогичной конструкции ещё назывались гукорами. Кеч отличается от шхуны тем, что у кеча задняя мачта ниже передней (при этом у кэча передняя мачта называется грот, а задняя бизань, в то время как у двухмачтовой шхуны передняя мачта называется фок, а задняя грот); отличие же кеча от йола состоит в расположении бизань-мачты впереди головки баллера (оси) руля. Площадь парусов кормовой мачты значительна и составляет около 15—20 % всей парусности. Паруса кеча косые, может быть использовано гафельное вооружение. При слабом ветре между бизанью и гротом может устанавливаться апсель. Подобное парусное вооружение и расположение оси руля дает преимущества по управляемости и ходкости в сильный ветер. В XVIII—XX вв кечем в Британии назывался небольшой двухмачтовый парусник, использовавшийся в основном для прибрежных перевозок. Обычно парусное вооружение было смешанным. Пример — т. н. Балтийский кеч (англ. Baltic Ketch), тип, ввозивший лес и пеньку из портов Балтики. Часто кеч путают с иолом, у которого бизань находится в корму от баллера руля. За исключением этого признака, оба типа вооружения внешне похожи, хотя бизань у иола несколько меньше относительно грота. Кеч требует больше рук для управления и обычно несколько больше по размерам. В большинстве случаев площадь бизани кэча приблизительно равна двум третям площади грота. В зависимости от типа корпуса и величины свесов на кэчах возможны различные варианты расположения мачт по длине судна. У кэча топы мачт часто соединяются штагом-карнаком. Бизань-мачта кеча создает большое неудобство рулевому, исключение представляют лишь суда с кокпитом в центре. Иол свободен от такого недостатка и, кроме того, размеры его бизани исключают необходимость рифления, а это является преимуществом иола как крейсерской яхты.

Эволюция паруса

Всем давно известно, что лучший по форме парус – это бермудский. Но так ли это? Пытливый ум здесь может привести множество примеров достаточно успешных парусных вооружений, имеющих ряд преимуществ перед уже ставшими классическими бермудскими парусами.

Эту тему на нашем сайте начал ещё Ignat, написав прекрасную статью «Тихоокеанские многокорпусники». Статья замечательная. И мы рекомендуем Вам её к прочтению. Но касательно парусного вооружения, она только затрагивает эту тему. А тема очень интересная, поэтому сегодня мы её продолжим.

Факторов, влияющих на выбор парусного вооружения предостаточно. Здесь, как и в любой области, невозможно создать идеальное вооружение. Для разных целей подходят разные паруса. Но в силу привычки и стереотипа, на большинстве яхт мы наблюдаем вооружение бермудский шлюп. Попробуй производитель предложить совершенно непривычное парусное вооружение, пусть оно и будет отвечать конкретному запросу более качественно, чем классика, и он просто потеряет своих клиентов.

Так что ещё одна из важнейших причин начать строить яхту самостоятельно – это возможность подобрать необходимое именно для себя парусное вооружение. ��

Стремление быть первым является важным фактором сегодняшнего прогресса, в том числе и в яхтинге. Парусные синдикаты топовых регат (Кубок Америки, Volvo Ocean Race, Vendee Globe и т. пр.) вкладывают большие средства в испытания, проектирование и строительство совершенных гоночных машин (бюджеты участников 33-го розыгрыша Кубка Америки превысили сумму в полмиллиарда долларов). Логично, что успешные идеи в сфере новых тенденций парусного вооружения транслируются на массовые лодки. Но насколько это правильно, ведь необходимо учитывать минимум два фактора: гоночные машины изначально идут в совершенно в другом режиме плавания, и далеко не все крейсеристы гонятся за скоростью.

Давайте немного вернёмся к истории развития паруса в Старом Свете. Буквально 100 лет тому назад, когда ещё паровой двигатель не завоевал успеха у коммерсантов, именно прямые паруса – узкие и низкие были «в моде». Они неплохо разгоняли суда, особенно на попутных курсах, но были очень плохими лавировщиками. Небольшие рыболовные суда и первые яхты, преследовали чуть другие цели, и к тому же, благодаря меньшим размерам, позволяли использовать в вооружении более сложные конструкции. Гафельное вооружение было классикой. Но вскоре двигатель окончательно «победил» парус, который остался уже только на яхтах, используемых в целях отдыха, развлечения и в спортивных состязаниях. А к гоночным яхтам предъявляется новое требование – безупречно ходить в лавировку. Именно лавировка сегодня является определяющим для победы на классических гоночных дистанциях.

Так яхтсмены отказались от гафеля, и профиля парусов становятся всё уже и выше – бермудские паруса завоёвывают популярность.

И хотя в 60-х годах прошлого столетия Чеслав Мархай и доказал, что форма паруса типа «гуари» эффективней паруса «маркони» (бермудский на жёсткой мачте), требуется ещё время, чтобы паруса эллипсоидной формы пришли на смену бермудским. Сегодня технологии и материалы позволяют без особых проблем создавать рангоут и такелаж, благодаря которому мачты отлично гнутся и не создают слишком большого аэродинамического сопротивления, но в принципе, до сих пор на массовых яхтах негнущиеся мачты и треугольные неэффективные паруса. Правда, не потому что это сегодня не позволяют сделать технологии, как ещё 40 лет тому назад, но потому что теперь удобно закручивать паруса в мачту, но мачта при этом обязана быть ровной.

Прорыв был осуществлён в 2000 году, когда голландец Йенс Никель доказал эффективность широкого грота. Улучшенная аэродинамическая форма с большим горбом грота имела большую тягу, и при большей площади, что удивительно, меньшую кренящую силу. Рыскливость яхты также значительно снизилась. Никель объясняет это что хотя ЦТ такого паруса стал выше, но ЦП, напротив, сместился вниз. И не случайно именно Йенс Никель пришёл к такому выводу – голландские рыбаки со старых времён использовали короткий изогнутый гафель, который позволял парусному вооружению развивать высокую тягу.

Читайте также:  Zotye Domy X7 2017 - цена, фото, характеристики AvtoTachki

Однако эволюция спортивного паруса продолжилась. Теперь не в моде паруса эллиптической формы. Современный грот имеет ярко выраженный нок-бензельный угол, а самая верхняя сквозная лата уж очень напоминает гафель. На America’s Cup такое вооружение было впервые продемонстрировано в 2007 году.

Почему так, неужели знаменитейший теоретик паруса Чеслав Мархай ошибался? Нет. Эллиптическая форма паурса и в самом деле лучшая. но лишь в идеальных и стабильных условиях обтекания. Но яхты движутся по взволнованному морю, и практика вносит свои коррективы.

Кстати, небольшие нюансы, но надо понимать, что современное спортивное вооружение, грамотно уже нельзя назвать бермудским, хотя мы и продолжаем это делать. Грот сегодня имеет явно выраженную верхнюю шкаторину и четыре угла.

Интересным решением сегодняшнего развития парусного вооружения можно считать яхту класса Open 50 Adecco – “Etoile Horizon”. Возможно, кому-то это покажется странным, но! У гафельного паруса ниже расположен центр парусности, соответственно при той же площади – меньший кренящий момент. Дальше. Океанские гонщики совершенно не стремятся к лавировке – это невыгодно. Им нужна скорость, и ради поиска нужного ветра, можно сделать лишний крюк в океане, не говоря о том, что на маршрутных гонках встречного ветра изначально не так уж много. А здесь опять-таки гафельный парус лучше тянет, чем бермудский. Да и не так уж и много у бермудского преимущества на лавировке. Это можно увидеть на приведённом здесь графике. Вообще, бермудский «победил» гафель на самом деле не сколько потому что он выгоден на гоночной части дистанции против ветра, но благодаря облегчению рангоута, особенно в верхней его части. А современные технологии и материалы позволяют не только мачты делать лёгкие, но гафели ��

Давайте теперь вспомним и о двухмачтовом вооружении. в 60-х годах прошлого столетия вооружение иолом считалось идеальным по многим параметрам. Это большая площадь парусности при отсутствии технологических возможностей делать высокие мачты, и более легкие паруса, с которыми проще работать, и возможность вместо взятия рифов просто убрать один парус… Вообще, яхты длиной более 12-ти метров все были двухмачтовыми.

Но эволюция берет своё, и шлюпы за счёт меньшего сопротивления парусного вооружения отодвигают двухмачтовое вооружение в прошлое. Удачным ренессансом двухмачтового вооружения стала кругосветная гонка “Видбред” 1989-90 гг., когда Питер Блейк и Грант Далтон устроили восхитительную дуэль, имея преимущество на полных курсах за счёт широкого и большого по площади вооружения. Но уже следующая гонка показала несостоятельность двухмачтового вооружения, против современных шлюпов, выходящих в режим серфинга.

До сего момента мы разобрали эволюцию парусного вооружения в Европе.

Кратко резюме: прогресс отодвинул парус с коммерческого русла в развлекательное и спортивное. Конструкторские соображения, плюс обмерные формулы привели к тому результату, который мы сегодня наблюдаем. Но в странах юго-восточной Азии совсем другие паруса. Для нас не привычные, но что может показаться поразительным, куда эффективней бермудских парусов. И за счёт формы паруса, и за счёт удобства управления, и за счёт низкого центра парусности.

Идеального паруса нет, ведь ничего нет идеального, всё хорошо на своём месте. Но лучшим парусом, наверно, можно назвать так называем “гафельный цветок”, родина которого Западная Полинезия. Долгое время этот тип паруса считался примитивным, но стоит отметить, что он очень эффективный. Вы можете просто посмотреть на диаграмму справа, и сразу всё становится ясным.

Почему “гафельный цветок” так эффективен? Исследования Мархая позволили установить, что на верхней и нижней шкаторинах такого паруса возникают развитые вихри, которые значительно увеличивают зону пониженного давления, и как результат, растёт подъёмная сила, которая и увеличивает силу тяги.

Как видно из диаграммы, дельтовидное крыло даёт очень большую подъёмную силу, к тому же здесь ещё и невысокая зависимость подъёмной силы от угла атаки. Подобный парус не требует регулировки шкотов при незначительных отходах и заходах ветра.

Классическое вооружение “выживает” за счёт спинакера или геннакера, который поднимают на полных курсах. Представляете как значительно легче Полинизейцам идти с отличной скоростью, не заморачиваясь с постановкой дополнительных парусов на полных курсах? К тому же низкий центр парусности позволяет при усилении ветра дольше сохранять большую площадь парусности, просто при помощи фала опустив ниже парус, а при слабом ветре – поднять выше. Если требуется быстро сбросить нагрузку с паруса, то просто приподнимают нижний реёк, что открывает заднюю шкаторину и уменьшает площадь парусности.

С рангоутом здесь также проще. Мачта короче и требует более простого стоячего такелажа, нагрузка на неё меньше, и главное, нет претензий к гибкости. Спортивные яхты должны иметь мягкий и гибкий рангоут, в результате, им приходится иметь развитый стоячий такелаж для регулировки изгиба мачты и снятия с неё высоких нагрузок.

На мой субъективный взгляд, это парусное вооружение обладает гораздо большими преимуществами, чем бермудское, и мы не заслуженно не обращаем на это внимание при проектировании яхт.

И если Вас заинтересовало парусное вооружение Юго-Восточной Азии, то рекомендуем к прочтению статью “Лодочные крылья”, также подготовленная нашим автором Ignat. В ней Ignat подробно раскрывает эту тему.

Но вернёмся к современным швертботам. На ныне популярных и быстрых скифах за счёт длинного бушприта на достаточно плоских, в сравнении с классическими, геннакерах возникает спиралевидный вихревой поток тот же, как и на полинезейских парусах “Гафельный цветок”. Вы можете ознакомиться с приведенной схемой.

И если на VOR70 ещё не в ходу длинные бушприты, то на Mini Transat их длина составляет уже половину корпуса!

Итак, подведём общий итог. На моторно-парусных яхтах до сих пор используют паруса типа Маркони, благодаря удобству быстрой уборки и постановки парусов с помощью закрутки в мачту, хотя и эффективность такого вооружения низка.

На современных гоночных яхтах используют узкие паруса прямоугольной формы. Вместо гафеля верхнюю часть паруса поддерживают сквозные латы из современных материалов. Это вооружение высоко-эффективно на лавировке, и на полных курсах дополняется с помощью геннакера или спинакера.

“Гафельный цветок” и не думает сдавать свои позиции. Его не только повсеместно используют рыбаки в Юго-восточной Азии, но и проводят соревнования по парусному спорту на местных лодках. Потенциалом обладают высоким, недаром такие современные швертботы как “Летучий голландец” и “49-тый” используют вихревой эффект путём наклона мачты в корму и длинного бушприта. Но из-за низкой эффективности вооружения на лавировке, видятся бесперспективными исследования в спорте высоких технологий, а производители мейнстримовских лодок, которые с удовольствием копируют современные находки в спортивных яхтах вряд ли рискнут вкладывть средства в исследования и инженерные разработки нового вооружения при высоком риске потерять своих клиентов из-за сложившихся стереотипов.

Но ещё остались исследователи по Духу. Это те яхтсмены, которые готовы экспериментировать, не оглядываясь на финансовые перспективы. Как раз таки именно таким яхтсменам будет очень интерна наша статья.

И в рамках нового проекта Языкова актуально вернуться и нам к исследованияхм в этой области. Вооружение “Гафельный цветок”, его модификация от Арта Лейна, а также наклон мачты в корму и длинный бушприт – то направление, которое лично мне, как автору настоящей статьи, кажется перспективным для новой яхты. Но остаются открытым два важных вопроса: взаимодействие яхты с новым вооружением для удержания на всех курсах относительно ветра с закрепленным рулём, а также эффективность вихревых потоков предположительно сильно зависит от скорости яхты – далеко не случайно этот тип вооружения используют на катамаранах и проа. Как это будет работать на однокорпусной яхте, длиной около 6.5 метров, имеющее высокое грузоподъёмное водоизмещение?

Парусник — это просто. Статья 3. Типы парусов

Статья перенесена с сайта ТаМак Парус.

Внесены мелкие правки.

«Научиться можно только тому, что любишь»

Две предыдущие статьи касались в основном теоретических основ.

Теперь немного отдохнем от векторов и диаграмм и рассмотрим интересную тему — какие паруса может нести парусное судно, их достоинства и недостатки.

Вначале рассмотрим паруса, которые поднимаются на мачтах.

Все, существующие на данный момент паруса, можно разделить на две основные группы:

  • прямые
  • косые

Прямые паруса

Прямые паруса обычно имеют вид трапеции или прямоугольника и поднимаются симметрично относительно мачты (рис. 1)

Рис. 1. Прямой парус

Этот тип парусов прошел огромный путь эволюции, длительностью в несколько тысяч лет. И изменился от простого полотнища, способного двигать лодку строго по ветру, до достаточно сложной системы, которую можно применять на любых курсах относительно ветра и даже для лавирования против ветра (рис. 2).

Рис. 2. Фок-мачта брига

Этот тип парусов очень эффективен на полных курсах. Благодаря его симметричности устраняется рысканье судна на курсе фордевинд. Но управление прямыми парусами — это тяжелое и сложное дело, которое требует больших экипажей. Количество снастей для управления очень велико. Поэтому сейчас такие паруса в качестве основных применяются только на толлшипах (больших парусниках типа «Седова» и «Крузенштерна») и на яхтах, стилизованных под старину.

Читайте также:  Присадка Bardahl Full Metal воостановление компрессии и экономия топлива

Примитивные прямые паруса, благодаря простоте изготовления из подручных материалов, могут быть полезны в качестве аварийных или вспомогательных на моторных лодках.

Например, описание вспомогательного прямого паруса для мотолодки (рис. 3) приводилось в журнале «Катера и яхты» №6 1983 (106).

Рис. 3. Вспомогательный прямой парус для моторной лодки

Теперь рассмотрим косые паруса.

Типов косых парусов существует довольно много. Все они устанавливаются не симметрично относительно мачты. Поэтому такие паруса обладают общим недостатком — точка приложения силы тяги паруса находится не возле мачты, а смещена к борту. Особенно это проявляется на попутных курсах. Иногда даже возможен «брочинг» — самопроизвольный резкий разворот яхты в сторону ветра. Но достоинств у них больше — их легче поднимать и спускать, гораздо меньше снастей требуется для управления, гораздо более высокие характеристики на острых курсах по сравнению с прямыми парусами.

Вначале перечислим основные типы косых парусов, а потом рассмотрим подробнее их устройство и характеристики. Итак, косые паруса бывают:

  • шпринтовые,
  • латинские,
  • рейковые (люгерные),
  • гафельные,
  • бермудские.

И немного экзотики:

  • парус типа «джонка» (китайский рейковый),
  • парус типа «клешня краба».

Шпринтовый парус

Шпринтовый парус имеет четырехугольную форму. Задний верхний угол (нок-бензельный) поддерживается с помощью специальной рейки — шпринтова.

Такой тип паруса существовал еще до нашей эры (сохранились рисунки). Во времена Римской империи, по непонятным причинам, был забыт. И снова возродился в средние века.

При правильной форме корпуса (наличии киля или шверта) позволяет ходить острыми курсами относительно ветра и лавировать.

В наше время такие паруса применяются на небольших лодках (например, детский олимпийский класс «Оптимист»). А также в качестве импровизированных аварийных и вспомогательных (рис. 5).

Рис. 5. Аварийный шпринтовый парус

Латинский парус

Это тоже древний тип косого парусного вооружения. По-видимому изобретался много раз разными народами и в разных местах.

Европейцами применялся в качестве основного только на небольших и парусно-гребных судах (галерах). На больших кораблях его устанавливали в качестве бизани (парус на кормовой мачте) до XVIII века. Потом заменили на гафельный парус.

Но его очень широко применяли, и продолжают применять, на рабочих парусниках арабских стран.

Рис. 7. Латинский парус в наши дни

Этот парус позволяет ходить острыми курсами. Но его характеристики несколько ниже, чем у других косых парусов.

Преимуществом латинского паруса является то, что он быстро поднимается и опускается, а мачта может быть очень низкой при относительно большой площади паруса. Это удобно для парусно-гребных судов.

На маленьких парусных лодках (пляжных парусниках) сейчас довольно часто применяют так называемый «современный» латинский парус (рис. 8).

Рис. 8. «Современный» латинский парус

Благодаря наличию гика (рейки по нижней стороне — шкаторине — паруса) этот парус является более жестким, чем классический латинский, лучше держит форму и имеет гораздо более высокие характеристики на острых курсах.

Рейковый парус (люгер)

Четырехугольный косой парус, который не имеет непосредственного крепления к мачте.

Этот парус знают и применяют в самых разных странах и частях света.

Исследователи спорят — произошел люгерный парус от латинского или это такое революционное превращение прямого паруса в косой. Лично мое мнение, что было по разному. В Европе латинский парус был не сильно распространен. Так что, скорее всего, рейковый парус произошел от прямого. А в арабских странах и Юго-Восточной Азии латинский парус был очень популярен. Наверное, там рейковый парус был изобретен как развитие латинского.

Этот парус имеет неплохие тяговые характеристики и очень простую конструкцию. Благодаря этому его любят самодельщики. Также рейковый парус легко изготовить из подручных средств в аварийном случае.

Гафельный парус

Гафельный парус – это четырехугольный парус, который передней стороной (шкаториной) крепится к мачте, а верхней шкаториной — к наклонному рейку, который называется гафелем. Нижний реек (гик) иногда не применяется.

Изобретен этот тип паруса был в XVII веке в Голландии. Он быстро стал самым популярным типом косого парусного вооружения, и был таким вплоть до начала XX века. Затем был вытеснен бермудским парусом. А сейчас снова становится популярным, особенно для крейсерских и семейных лодок.

Гафельный парус проигрывает бермудскому на острых курсах, но выигрывает у него на полных.

Бермудский парус

Бермудский парус – треугольный парус, передней шкаториной крепится к мачте, а нижней — к гику (иногда гика нет).

Это самый распространенный сейчас тип парусов.

Имеет очень высокие характеристики на острых курсах, но несколько худшие на полных.

Этот тип парусного вооружения требует более высокой мачты, чем другие, при той же площади. Из-за этого мачта имеет более сложную конструкцию и, соответственно, цену. Поэтому, если от яхты не требуется очень высоких лавировочных характеристик, сейчас снова стали применять гафельные паруса.

Кстати, считается, что бермудские паруса — это относительно недавнее изобретение. На самом деле они появились не намного позже гафельных. Просто первые гафельные паруса имели очень короткий гафель. В Европе его постепенно удлиняли, чтобы при той же мачте увеличить площадь парусности. А моряки Бермудских островов, наоборот, полностью устранили гафель. Но, пока парусники применялись в основном как рабочие и военные суда, высокие лавировочные характеристики не требовались, и бермудские паруса не были широко распространены. В XX веке парусники превратились в спортивные суда, а бермудские паруса стали массовыми.

Существуют еще паруса типа «скиф», «стриж», парус виндсерфера и т. п. Но все это подвиды бермудского паруса (рис. 12).

Рис. 12. Слева — парус «скиф», справа — парус «стриж»

Парус джонки (китайский рейковый)

Этот парус считают китайским, хотя он использовался и продолжает применяться по всей Юго-Восточной Азии. Изготавливают такие паруса не только из ткани, но и из бамбуковых плетенок (циновок).

Он похож на европейский рейковый парус, но, кроме верхнего рейка, имеет еще и несколько промежуточных рейков, которые управляются каждый своим шкотом. Благодаря этому, можно очень точно регулировать закрутку паруса по высоте, добиваясь максимальной тяги.

По поводу этого паруса часто возникают споры. Одни считают, что он отличается очень высокими характеристиками и удобством в управлении, другие так не считают. Иногда именитые яхтенные конструкторы экспериментируют с парусом джонки. Результаты бывают разными. Во всяком случае, пока этот парус к массовым не относится.

Парус «клешня краба»

Еще один экзотический парус родом с островов Тихого океана.

Возник парус «клешня краба» в условиях крайнего недостатка ресурсов. Отсюда и появилась сильно вогнутая задняя шкаторина — ткань, из которой паруса шили, не способна держать форму, сильно тянется. Чтобы противостоять этому и придают парусу характерную форму.

На форумах не прекращаются словесные войны по поводу качеств паруса «клешня краба». Одни высказывают мнение, что это самый лучший парус для небольшой лодки, другие — что это тряпка, которую применяют просто потому, что ничего другого нет.

Подробнее почитать о парусе «клешня краба» можно на нашем сайте в следующих статьях:

Надеюсь, что вы теперь сможете определить тип паруса, поднятого на мачте какой-либо яхты.

Рассмотрим паруса, подымаемые на штагах.

Для начала, что такое штаг? Штаг — это растяжка, удерживающая мачту от падения назад.

Примерно в XV — XVI веках голландцы придумали поднимать на этих канатах паруса. Сейчас эти паруса называют стакселями. Бывает, что поднимают несколько стакселей, тогда передние называют кливерами (рис. 15).

Рис. 15. 1 — грот, 2 — стаксель, 3 — кливер

Стаксели могут применяться вместе с любым типом парусов на мачте.

Вначале эти паруса были очень небольшими и имели сугубо вспомогательное значение. Но потом оказалось, что квадратный метр стакселя развивает большую тягу, чем квадратный метр паруса, поднимаемого на мачте (грота). Это происходит из-за того, что мачта искажает поток ветра.

В результате площадь стакселей стала расти. И сейчас нередко применяют генуи (генуэзские стаксели), площадь которых больше площади гротов. Т.е. в некоторых случаях именно стаксель вырабатывает основную тягу на парусной яхте.

Иногда конструкторы создают яхты, вооруженные только стакселями. Но проблема в том, что при усилении ветра штаг провисает, форма стакселя искажается, и тяга падает. Поэтому чисто стаксельное вооружение не слишком популярно.

Мы рассмотрели типы основных парусов.

Существует довольно много разных вспомогательных парусов: спинакеры, геннакеры, апсели, топсели, блуперы и т. д. О них мы поговорим в одной из следующих статей.

В конце хотелось бы обратить ваше внимание на следующее: парусное судно — это конструкция, в которой все взаимосвязано. И ходовые качества (скорость, способность идти круто к ветру) зависят не только от типа применяемых парусов. Если установить самые дорогие и высокоэффективные паруса на неподходящий корпус, то результат может оказаться хуже, чем при применении более простого вооружения.

Ссылка на основную публикацию
Параметры и тарировочные данные карбюраторов 31029, 3302, 2110, 3110 Солекс
Расход топлива ГАЗ 3110 402, 406 двигатель карбюратор и инжектор ГАЗ 3110 – автомобиль среднего класса производства Горьковского автозавода, больше...
Ошибки Р000b и Р000а Пежо как устранить, причины; I Love My Car
Замена клапана фаз газораспределения на двигателе EP6 Сегодня поговорим о двигателе EP6 и одной из распространенных его болячек. Если Вы...
Ошибки Р0351 Р0352 Лачетти 1
Расшифровка кода ошибки p0351 p0352 p0353 p0354 Ошибки p0351, p0352, p0353, p0354 связаны с неисправностями системы зажигания. В частности, катушек...
Параметры колесных дисков нива шевроле – Размеры колес и дисков на Chevrolet Niva Все параметры коле
Размер колес на Ниву Шевроле — шины и диски R15 и 16, выбор зимней и летней резины Производители автомобиля «Шевроле...
Adblock detector