Чем протирать окислившиеся контакты

Чем снять окисление с контактов

Чем чистить контакты

В чем суть проблемы?

Почему же вдруг окислились контакты? Чем почистить их быстро и эффективно? Прежде чем приступить к этой процедуре, следует разобраться, почему на клеммах появляются новообразования. Причин окисления бывает несколько. Основная из них – это попадание электролита непосредственно на сам контакт. Происходит это в аккумуляторах, в которых имеются батареи с расшатанными стержнями или неплотно закрытыми пробками. В итоге контакт, взаимодействуя с кислородом, начинает окисляться и покрываться белым налетом. Если это произошло, специалисты рекомендуют проверить, насколько аккумулятор герметичный и в каком состоянии стержни. Если на батареях есть пробки, то их следует закрутить плотнее.

Вторая причина заключается в усталости батареи. Это значит, что ее эксплуатационный ресурс уже себя исчерпал: изделие с рассохшимися уплотнителями и почти не берет заряд. В таком случае вам придется менять аккумулятор. Однако это можно предотвратить, если своевременно обслуживать батарею не собственноручно разбавленной кислотой, а уже готовым и качественным электролитом. Нередко его утечка происходит в результате повреждения корпуса батареи.

Что предпринять?

В первую очередь нужно убедиться, что клеммы действительно нуждаются в чистке. Чтобы добраться к ним, достаточно срезать накладки. Затем нужно открутить и снять аккумулятор. Клеммы некоторое время должны побыть в соловом растворе. Для его приготовления используют пищевую соду (пару ложек) и хорошо подогретую воду. Чем насыщеннее будет раствор, тем быстрее будет происходить химический процесс. В большинстве случае (если слой белого налета не очень толстый) можно ограничиться только промывкой клемм в соде.

Если ситуация критична, а именно налет въелся довольно глубоко, то вам придется воспользоваться острым ножом. На прилавках специализированных магазинов есть также несколько различных видов зернистости наждачной бумаги. Однако, как утверждают специалисты, пользоваться для чистки абразивными материалами не стоит. Лучше применить замшу. Кожей, приклеенной к тонкой и крепкой палочке, очищать клеммы получится гораздо быстрее. Некоторые замшу заменяют абразивной канцелярской стирательной резинкой. Как и наждачку, использовать ее лучше всего в крайних случаях. Дело в том, что остатки абразивных частиц будут препятствовать контакту на клеммах. Одновременно со шлифовкой проверяют качество присоединения проводов. При необходимости неполадки следует сразу устранить. Чем почистить контакты от окисления, если содовый раствор оказался малоэффективным? Подробнее об этом далее.

Kontackt 60

Если вы не знаете, какое выбрать средство для чистки контактов, специалисты советуют приобрести марку Kontakt 60. Среди подобной продукции этот очиститель, судя по многочисленным потребительским отзывам, считается самым популярным. Предназначен он для очищения контактов и растворения окислов. Кроме того, с помощью Kontakt 60 домашние умельцы обрабатывают электрические контакты бытовых приборов.

Это средство успешно очищает как застарелые и изношенные, так и загрязненные контакты. К тому же оно снижает сопротивление в местах соединений, в результате чего предотвращается оплавление изоляционного покрытия, и качество электроэнергии становится лучше. Кроме клемм аккумуляторов данным средством еще обрабатывают переключатели, гнезда, вилки, микросхемы, патроны, лампы, предохранители, конденсаторы и т. д. Продается средство в аэрозольных баллончиках по 100, 200 и 400 мл. Цена варьируется в пределах от 250 до 800 руб. Примечательно, что Kontakt 60 – это исключительно чистящее средство. Если для контактного соединения дополнительно требуется защита, то вам лучше купить марку Kontakt 61.

Очиститель контактов

Отзывы в интернете позволяют утверждать, что очиститель контактов WD-40 повсеместно используется отечественными автовладельцами. Поэтому он однозначно рекомендован к покупке, тем более что он может использоваться и в быту.

Реализуется в двух типах упаковок — объемом 200 мл и 400 мл. Цена первой упаковки составляет 250 рублей. Артикул второй — 70368, а ее цена — 520 рублей.

Kerry KR-913

Аэрозольный очиститель контактов Kerry KR-913 является недорогим и эффективным средством, которое можно применять не только для чистки электросистемы автомобиля, но и для ремонта различной бытовой и офисной техники — компьютеров, аудио и видео аппаратуры, различных электроприборов и устройств. Средство эффективно вытесняет влагу и удаляет коррозию, масло, жир, грязь и прочий мусор. Очиститель является безопасным для лакокрасочного покрытия автомобиля, а также для резиновых и пластиковых деталей. Когда он испаряется, то не оставляет на поверхности следов. В комплекте с баллоном идет трубочка-удлинитель.

По инструкции нужно дать средству около 3…5 минут впитаться, после чего удалить при помощи ветоши или салфетки. Электроприбор можно подключать к сети по прошествии 10 минут после высыхания жидких фракций очистителя. Реальные тесты показатели достаточно высокую эффективность средства, поэтому рекомендовать к покупке можно.

Очиститель Kerry KR-913 реализуется в аэрозольном баллончике объемом 335 мл с трубкой-удлинителем. Артикул — 31029. Цена составляет порядка 150 рублей.

WURTH

Швейцарский очиститель контактов WURTH предназначен для работы с различными электроприборами. Он удаляет окись и слои сульфида, смолу, масло, грязь, тем самым улучшая качество электрического контакта. Очиститель не содержит галогенов и не агрессивен к обычным конструкционным материалам. Может использоваться не только для чистки электросистемы автомобиля, но и для работы с различной бытовой и промышленной техникой.

Автолюбители, которые в разное время пользовались данным очистителем контактов, отмечают его достаточно высокую эффективность. Он хорошо удаляет коррозию, в том числе вызванную химическими реагентами. Поэтому средство рекомендовано к покупке. Из недостатков очистителя можно отметить разве что немного завышенную по сравнению с аналогами цену.

Читайте также:  XRAY - стоит ли покупать кроссовер от LADA Семейный-Автомобиль

Реализуется в баллончике объемом 200 мл. Артикул такой упаковки — 089360. Ее цена составляет около 700 рублей.

Mannol Contact Cleaner 9893

Mannol Contact Cleaner — это специальное средство для быстрой и эффективной очистки и обезжиривания загрязненных и корродирующих электрических контактов любых типов. Его состав достаточно эффективен и позволяет быстро избавиться от окислов, грязи и смазки, имеющихся на поверхности электрических контактов. Он нейтрально относится к пластикам, резине и лаковым покрытиям. Может использоваться не только в машине, но и для очистки различных электрических контактов, штекерных соединений, клемм, распределительных устройств зажигания, переключателей, реле, контактов аккумулятора, аудио оборудования и прочего. Перед использованием баллон нужно встряхнуть. После применения дать средству испарится в течение не меньше 15 минут. Можно использовать при температуре до +50°С. Хранить в отапливаемом помещении, избегать долгого нахождения под прямыми солнечными лучами.

Отмечается неплохая эффективность данного средства. Оно не будет лишним в гараже каждого автовладельца. Однако в некоторых случаях (если загрязнение сильно въелось в поверхность) приходится наносить средство два-три раза, что бывает не всегда удобно и выгодно.

Очиститель электроконтактов Mannol Contact Cleaner 9893 реализуется в аэрозольном баллончике объемом 450 мл. Его артикул — 9893. Цена составляет около 200 рублей.

Astrohim AC-432

Очиститель электрических контактов Астрохим АС-432 предназначен для чистки электрических соединений от имеющихся на их поверхности коррозии, окислов, топливных и масляных отложений, грязи и прочего мусора. Использование очистителя позволяет значительно улучшить качество электрического контакта. Отличается тем, что очень быстро испаряются его элементы жидкостной фракции. Абсолютно безопасен для винила, резины, пластика и прочих подобных элементов. В состав очистителя электрических контактов не входит токсичный перхлорэтилен.

Опытное применение показало среднюю эффективность работы данного средства. Он неплохо справляется со средними по сложности загрязнениями, однако зачастую со сложными у него возникают проблемы. Но в любом случае очиститель можно использовать два-три раза с тем, чтобы удалить коррозию или грязь. У него есть очень существенное преимущество — низкая цена. Поэтому его можно рекомендовать к покупке — лишним на контактных соединения он точно не будет.

Реализуется в баллончике объемом 335 мл. Артикул данного товара — AC432. Его цена — 150 рублей.

Loctite SF 7039

Средство Loctite SF 7039 (ранее известное просто как Loctite 7039) позиционируется производителем как спрей для контактов. Он предназначен для чистки электрических контактов, которые подвергаются воздействию влаги, химических реагентов и просто грязи. Однако его нельзя использовать на контактах, имеющих лаковое покрытие! Кроме непосредственно очищающего действия данное средство имеет защитное свойство, то есть, после высыхания оно защищает поверхность электрических контактов от повторного образования на них коррозии или загрязнений. Не оказывает негативного воздействия на пластиковых покрытия. Диапазон рабочей температуры — от -30°C до +50°C.

Реальные тесты показали среднюю эффективность данного очистителя. Он неплохо показывает себя при удалении коррозии и грязи. Однако в некоторых случаях его нужно использовать два-три раза. При сравнительно неплохой эффективности данное средство обладает существенным недостатком, а именно — высокой ценой.

Очиститель Loctite SF 7039 реализуется в аэрозольном баллончике объемом 400 мл. Артикул такого баллона — 303145. Цена упаковки составляет около 1700 рублей.

Что и как обрабатывать в электросистеме автомобиля

Теперь, когда стало понятно, какими средствами лучше пользоваться для устранения загрязнений и коррозии в местах электрических соединений, имеет смысл обсудить вопрос о том, какие именно проблемные места в машине необходимо обработать с их помощью. В данном случае информация имеет рекомендательный характер, и факт обработки или не обработки зависит от состояния контакта. То есть, это просто профилактическая мера. Итак, с помощью очистителя контактов от окисления имеет смысл обработать:

  • контакты автомагнитолы;
  • разъемы датчиков (детонации, ДАД во впускном коллекторе, температур воздуха и охлаждающей жидкости);
  • концевые выключатели;
  • клеммы аккумуляторной батареи;
  • контактные соединения ламп (внешних и внутренних);
  • переходные разъемы;
  • выключатели/переключатели;
  • колодка дроссельного узла;
  • разъемы и контакты форсунок;
  • соединительную колодку жгута проводки;
  • контакты клапана абсорбера;
  • разъемы предохранителей и реле;
  • разъемы непосредственно электронного блока управления двигателем (ЭБУ).

Обязательно в профилактических целях нужно обработать контакты в системе зажигания, особенно, если в ее работе наблюдаются проблемы. Обрабатываются как низковольтные, так и высоковольтные контакты.

Нельзя обрабатывать очистителем контактов разъем датчика кислорода!

Обработка электрических контактов в данном случае должна выполняться в строгом соответствии с приведенной в инструкции или на упаковке информацией. Обязательно ознакомьтесь с ней до использования средства, а не после! Однако в большинстве случаев алгоритм традиционный — необходимо нанести некоторое количество чистящего средства на загрязненный контакт, после чего подождать недолгое время с тем, чтобы дать веществу впитаться. Далее, когда произойдет химическая реакция и грязь/коррозия размокнут можно с помощью ветоши, салфетки или кисточки удалить их с поверхности электрического контакта.

В особо запущенных случаях (или когда чистящее средство малоэффективно) возможна ситуация, когда нужно будет обработать электрические контакты два, а то и три раза. Если грязи/коррозии на контактах немного, то вместо ветоши можно воспользоваться воздушным компрессором, с помощью которого можно попросту выдуть отмокшие грязевые отложения.

Зачастую перед использованием специального чистящего средства имеет смысл выполнить механическую обработку окисленной (загрязненной) поверхности. Сделать это можно с помощью наждачной бумаги, щетки или другого подобного инструмента. Это позволит сэкономить расход очистителя контактов, а значит, и деньги. Однако помните, что делать это можно лишь в том случае, если вы уверены, что не нанесете вред электрическому контакту или другому элементу схемы.

Читайте также:  Онлайн калькулятор перевода Ватт в Амперы для определения нагрузки

Очиститель контактов своими руками

Перечисленные выше средства хоть и помогают быстро и эффективно избавиться от грязи и/или коррозии на электрических контактах, тем самым улучшив их проводимость, однако все они имеют существенный недостаток — относительно высокую цену. Соответственно, покупать для отмывания пары-тройки проблемных мест не имеет никакого смысла. Вместо этого лучше воспользоваться одним из «народных» методов и средств, которых на самом деле имеется немало. Приведем наиболее распространенные и эффективные из них.

Рецепт номер один. Берется 250 мл водного концентрированного аммиака и 750 мл метанола (обратите внимание, метанол вреден для человеческого организма) или этилового спирта, который денатурирован бензином. Нужно смешать эти два вещества в стеклянном сосуде, который имеет герметичную крышку. Составом можно пользоваться для чистки электрических контактов, а хранить его нужно в закрытом виде, вдали от источников тепла и НЕ под воздействием солнечных лучей.

Рецепт номер два. Около 20…50 мл медицинского вазелинового масла нужно растворить в 950 мл экстракционного бензина, после чего хорошенько перемешать до полного растворения. Составом также можно пользоваться для чистки. Хранить аналогично, вдали от источников тепла и солнечных лучей.

Еще для чистки контактов можно воспользоваться следующими средствами…

Чистящая паста «Асидол» (одна из разновидностей)

Ластик. С помощью обычного канцелярского ластика, особенно, если в его составе имеются мелкофракционные элементы. Однако для глубоко въевшихся загрязнений этот метод не подойдет.

Раствор пищевой соды. Его состав можно приготовить из пропорции на 0,5 литра воды 1…2 столовые ложки соды. С помощью получившегося раствора также можно избавиться от простых загрязнений (от сложных вряд ли).

Лимонный сок. Достаточно капнуть несколько капель этого состава на окислившейся контакт и подождать пару минут. После этого его вполне можно очистить почти до блеска.

Спирт. Для чистки можно использовать технический, медицинский или нашатырный спирт. Достаточно эффективное средство, которое можно использовать в паре с другими.

Чистящая паста «Асидол». Она предназначена для чистки различных бытовых предметов «до блеска». Поэтому ее можно использовать и для чистки электрических контактов.

Наждачная бумага. Лучше пользоваться мелкозернистым ее вариантом с тем, чтобы не повредить контакты.

Перечисленные «народные» средства обычно показывают неплохую эффективность в общем случае, если они взаимодействуют с загрязнениями слабого или среднего уровней. К сожалению, с многослойными окислами они справиться, как правило, не в состоянии. Поэтому в сложных случаях имеет смысл воспользоваться профессиональным средством. Но чтобы сэкономить деньги можно сначала попытаться почистить контакты подручными средствами, а если это не поможет — воспользоваться перечисленными выше фабричными очистителями электрических контактов.

Как очистить клеммы аккумулятора

Бывают случаи, когда клеммы аккумуляторной батареи покрываются белым или зеленоватым налетом. Это окисления металлов, её ещё называют электрохимической коррозией. По началу она никак не проявляется, кроме неэстетичного вида, но в конце концов такая коррозия может негативно повлиять на контакт между клеммой подключения и полюсом батареи.

Аккумулятор

Основная задача аккумуляторной батареи установленной в автомобиле – обеспечение надежного запуска двигателя. Всё остальное вторично.

Выбор аккумулятора производят по следующим параметрам:

  • номинальное напряжение – для большинства легковых автомобилей это 12В, у мощных грузовиков 24В;
  • номинальная электрическая емкость – самостоятельное измерение не имеет смысла, всегда указывается на корпусе АКБ;
  • резервная емкость – очень важный параметр характеризующий способность аккумулятора обеспечивать работу двигателя при отсутствии подзарядки. Показатель измеряется в минутах при разрядном токе величиной 25А до полного разряда. Значение 25А используется независимо от ёмкости испытуемой батареи;
  • ток холодного запуска – характеризует максимальную величину отдаваемого в течение 30 секунд тока при вращении холодного движка. Указывается на корпусе АКБ;
  • габариты и полярность аккумулятора не влияют на эксплуатационные показатели, но должны учитываться при приобретении АКБ для конкретного автомобиля.

Безусловно, аккумулятор делает возможным работу бортовых систем при неработающем двигателе, но основная его задача — это запуск двигателя. Как и любое сложное изделие, аккумуляторная батарея может выйти из строя или значительно снизить свои характеристики.

Основные неисправности АКБ

  • окисление клемм и выводных штырей;
  • нарушение целостности корпуса, ведущее к вытеканию электролита;
  • повышенный саморазряд;
  • сульфатация и короткое замыкание пластин.

Причины окисления клемм аккумулятора

  • Состояние самого аккумулятора. Клеммы окисляются из-за того, что может быть поврежден корпус аккумулятора. Если это так, помимо окисления клемм можно наблюдать коррозию металлических частей кузова, так как при повреждении корпуса еще и электролит начинает вытекать. Также причиной окисления может стать неправильная плотность электролита, а также замыкание между его ячейками. Ну и еще одной причиной может быть расшатывание клеммы аккумулятора, из-за чего электролит при движении автомобиля просто расшатывается.
  • Неисправность генератора или же зарядного устройства.
  • Неправильное подключение клемм к самому аккумулятору. Клеммы могут быть плохо закреплены, что будет вызывать искрение и как следствие окисление клемм.
  • Неисправности в общей электросети.
  • Засорение вентиляционных отверстий в аккумуляторе. Из-за этого во время работы в аккумуляторе может возрастать давление и электролит будет выходить через иные отверстия.
  • Постоянный перезаряд аккумулятора, вследствие чего электролит перегревается и интенсивно испаряется.

Очистка клемм аккумулятора

Убрать следы окисления очень просто — их нужно просто снять. Снять их можно просто соскоблив ножом. Если же вы обнаружили такую неприятность находясь дома или рядом со своим гаражом, то можно вместо ножа использовать обычную зубную щетку и специальный химический раствор для чистки. Чистит такой раствор очень эффективно. Приготовить такой раствор не займет много времени:

  • Возьмите пищевую соду и теплую воду.
  • Налейте воду в удобную емкость и засыпьте туда соду. Ее должно быть 10% от общей массы раствора.
  • Все. Для приличия раствор можно немного размешать.
Читайте также:  Как быстро зарядить аккумулятор автомобиля Инструкция по правильной зарядке Аккумуляторы и батареи

Ну а теперь обмокните щетку в раствор и начинайте чистить клеммы. Если раствор начнет шипеть и закипать — не пугайтесь, это нормально. Если же простая щетка не помогает можно взять специальную металлическую щетку и также обмокнуть ее в раствор для чистки. Если же следы окисла не удалось очистить полностью — воспользуйтесь наждачной бумагой.

Как предотвратить окисление клемм аккумулятора?

Самый первый и самый простой способ — выбросить старый аккумулятор и установить новый. Если же данный способ вам не подходит, можно попробовать следующее:

  • Нанесите на клеммы и электроды аккумулятора специальное техническое масло, солидол или же вазелин. В общем подойдет любое масло, которое трудно смыть.
  • Теперь нанесите на клемму фетровую шайбу или простую войлочную прокладку. Потом закрепите ее на электроде аккумулятора.
  • Сверху наложите другую фетровую шайбу или же другую войлочную прокладку.

Войлочная или фетровая прокладка позволит предотвратить искрение, а жирное масло предотвратит дальнейшее окисление клемм. Таким способом вы продлите срок службы клеммов и самого акуммулятора.

Вывод

Дабы продлить успешное и бесперебойное функционирование аккумуляторной батареи, необходимо не только бороться с окислением и образованием налета на клеммах, но и вовремя устранять причину подобного явления. Все это значительно облегчит запуск мотора в морозы.

Окисление клемм аккумулятора: причины, как очистить и защитить

Заряженная аккумуляторная батарея – это уверенный старт двигателя и безошибочная работа электронных приборов в поездке. При этом источник питания должен быть не только заряжен, но и верным образом распределять уровень заряда.

Энергия подходит и отходит от аккумулятора через две клеммы, которые постоянно при работающем двигателе находятся под действием электрического тока. Клеммы выполнены из свинца, и в кислотной среде они могут покрываться слоем окисла. Это приводит к тому, что соединение аккумулятора с другими элементами автомобиля теряет надежность. Его необходимо как можно быстрее восстановить, для чего потребуется очистить клеммы от образовавшегося окисла и защитить их от проявлений химической реакции впредь.

Причины окисления клемм аккумулятора

Если белый налет образовался на клеммах аккумулятора, его следует не только в кратчайшие сроки удалить, но и установить причину, которая приводит к окислению контактов. Наиболее распространены две причины окисления клемм аккумулятора:

Невнимательность водителя при затяжке клемм. Как ни странно, наиболее часто белый налет на контактах аккумулятора возникает из-за плохого соединения клемм с выводами аккумулятора. Установив в автомобиль батарею, необходимо не только «накинуть клеммы», но и зафиксировать их положение болтами, особенно если данный аккумулятор будет эксплуатировать на регулярной основе.

Обратите внимание, что затягивать клеммы аккумулятора с чрезмерной силой не стоит – это может привести к деформации самих клемм или появлению трещин на аккумуляторе. Если клеммы аккумулятора окислились по причине плохого соединения, их необходимо очистить, также удалить белый налет с электрода, а после установить на место клемму и хорошенько закрепить, чтобы в будущем подобная проблема не возникала.

Утечка электролита из аккумулятора. Данная причина стала менее актуальна вместе с увеличением доступности «закрытых» батарей, в которых электролит заливается в герметичную емкость, и его выплескивание сводится к минимуму. Подобные аккумуляторы только через несколько лет активной службы, вследствие появления на них микротрещин, могут «грешить» испарением электролита и его попаданием на клеммы, что губительно сказывается на свинце. Также испарения электролита могут появляться при регулярном перегреве аккумулятора или надломе электрода.

Какая бы проблема не способствовала окислению клемм аккумуляторной батареи, в первую очередь необходимо удалить белый налет, а после решать вопрос с причиной его образования.

Как удалить белый налет на клеммах аккумулятора

Белый налет на клеммах аккумулятора представляет собой окислившийся свинец, который необходимо стереть, чтобы электрод и контакт вновь могли между собой взаимодействовать. Поскольку оба элемента цепи являются твердыми металлическими поверхностями, их можно просто зачистить, не соблюдая особые правила и не боясь повредить. Для этого используется:

  1. Наждачная бумага. Данный способ прост, а наждачная бумага есть практически у каждого, и она отлично стирает окисления. Перед тем как начинать процесс зачистки клеммы и электрода, не забудьте полностью выключить двигатель и вытащить ключ из замка зажигания. После этого можно приступать к зачистке. Лучше использовать наждачную бумагу с крупным зерном, чтобы работа не растянулась на десятки минут. Зачистить клемму и электрод необходимо до блестящего состояния.
  2. Бензин. Менее удобный способ зачистки клемм и электрода от белого налета. Бензин хорошо разъедает окислы, но проблема заключается в том, что он может попасть на пластмассовые или резиновые компоненты, а это скажется на их прочности. Если вы решили зачищать клеммы аккумулятора при помощи бензина, смочите им тряпку и натирайте до полного удаления окислений.

В автомобильных магазинах можно купить специальные средства, которые позиционируются как идеальное решение для удаления белого налета с клемм и электрода. Они представляют собой банальный растворитель, и тратиться на покупку подобной химии не стоит.

Как защитить клеммы аккумулятора от окисления

Устранив фрагменты окисления с аккумулятора и клемм, необходимо предпринять действия, чтобы избежать появления белого налета в будущем. Самым надежным вариантом является замена аккумулятора, но проблема может вновь появиться через полгода-год-два, и постоянно менять батарею экономически нецелесообразно.

Верным вариантом является изоляция клемм от мест возможного испарения или выплескивания на них электролита. Защитить свинцовый элемент можно «дедовским способом», надев на электроды фетровые кольца, пропитанные маслом. Если подобных элементов под рукой нет, в любом магазине с автомобильной химией можно приобрести специальную смазку, которая наносится на клеммы и препятствует появлению на них окисления.

Ссылка на основную публикацию
Чем отличается тосол от антифриза основные отличия, преимущества и недостатки охлаждающих жидкостей
Антифриз или Тосол что лучше Извечный вопрос, просто очень много писем приходит ко мне на блог с такими комментариями. Почему...
Цоколи, типы и виды автомобильных ламп
Что означает маркировка автомобильных ламп С точки зрения автомобилиста – любителя автомобильные лампы можно разделить на три вида: лампы впереди...
Частичная замена масла в АКПП как выполняется
Какая замена масла в АКПП лучше частичная или полная Долговечность работы АКПП зависит не только от общих правил эксплуатации, но...
Чем отличается шестерня от колеса Много хороших и полезных советов
Что такое шестерня (зубчатое колесо) вид и принцип действия Очень часто в обиходе бывалых механиков можно услышать фразы, касающиеся различных...
Adblock detector